14 сентября 2004 года. Государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) сегодня сказал, что Соединенные Штаты озабочены планом российского президента усилить свою власть. Во-первых, г-н Путин хочет назначать 89 губернаторов России, а не допускать, чтобы они избирались населением. Он сказал, что это нужно для более эффективной борьбы с терроризмом. Мы задали московскому корреспонденту агентства "ABC News" Майку Ли (Mike Lee) вопрос, не считает ли российский народ, что это возмутительно.
Майк Ли, "ABC News". Россияне, с которыми мы разговаривали здесь сегодня, были шокированы тем, что некоторые из их наиболее фундаментальных демократических принципов, которые у них были всего несколько лет, отбрасываются в сторону. "Это антиконституционное предложение", - сказал один. "Мне это не нравится", - сказала другая. "Я думаю, Путин в растерянности и не знает, как ему поступить, а поэтому предпочел пойти старым советским путем", - сказал третий.
Сегодняшние критические высказывания отражают результаты проведенного здесь недавно опроса общественного мнения, когда 84% опрошенных обвинили силы безопасности путинского правительства в неспособности предотвратить террористические акции. Однако в других частях этой огромной страны, где правительство Путина контролирует большинство (государственных и общественных) институтов, организованной оппозиции президенту почти нет. Новые правила Путина вступят в силу только после выборов в 2008 году. Его политические оппоненты в Москве признают, что остановить его невозможно.
Григорий Явлинский, лидер российской оппозиции. В этом не приходится сомневаться, когда полный контроль над парламентом, средствами массовой информации, силами безопасности, выборами, бизнесом сосредоточен в руках одного человека.
Майк Ли. Путин заявляет, что делает это ради войны России с террором. Он утверждает, что сосредоточение большей власти в его руках сократит коррупцию на местах, которая облегчает террористам проведение подготовки и передвижения по стране.
Майкл Макфол (Michael McFaul), старший аналитик Гуверовского института. Путин считает, что демократия равнозначна слабому государству. Это очередной шаг к тому, что я бы назвал автократическим правлением. Что касается борьбы с терроризмом, он, по моему мнению, не имеет к ней касательства.
Майк Ли. Что это означает для российской демократии?
Григорий Явлинский. Это означает, что демократии не существует.
Майк Ли. Лидеры оппозиции здесь сегодня вечером заявили, что правительство США могло бы помочь убедить Путина сделать шаг назад от края пропасти, отказавшись от этих антидемократических планов, но оно слишком занято Ираком и ноябрьскими выборами, чтобы фокусировать внимание на России.