Не собираюсь расстраивать вас, спортивные болельщики, но судя по тому, какие силы задействованы у обеих сторон, принимающих участие разгоревшемся в Национальной хоккейной лиге трудовом споре, хоккейный спортивный сезон 2004/05 гг. может оказаться под угрозой срыва.
Дело грозит стать тупиковым и затянуться очень надолго. Судите сами: в долгой истории трудовых споров ни одна спортивная лига никогда не допускала потери целого спортивного сезона из-за остановки в работе или по причине локаута, судя по заявлениям профессионального союза игроков. Возможно, ни один из этих споров не был столь ожесточенным, как этот, возникший между владельцами хоккейных клубов и игроками.
По общему мнению, председатель объединения спортсменов-профессионалов НХЛ Гари Бетмен (Gary Bettman) и владельцы спортивных клубов готовы ждать до победного конца - или, уж во всяком случае, до того момента пока не закончится $300-миллионный фонд, предназначенный для локаута. Обе стороны полны решимости добиваться перестройки всей экономической основы игр, в то время, как вполне можно было бы ограничиться одним-двумя коррективами. Владельцы клубов хотят убедить нас в том, что две трети клубов потерпят серьезные убытки, если сезон будет отыгран при ныне действующей структуре организации игр. Достаточный стимул для переговорного процесса, не так ли?
Не удивительно, что сами игроки хотят все оставить, так как есть. Поскольку обе стороны, вовлеченные в конфликт, ведут спор на протяжении вот уже нескольких спортивных сезонов, мы можем лишь предположить, что игроки со своей стороны тоже отложили пару баксов на черный день в ожидании подобного развития событий. Многие из них могут в случае возникновения необходимости во время вынужденного простоя играть в Европе или в составе хоккейных лиг Северной Америки. Многие из нынешних игроков начинали свою спортивную карьеру в Европе, поэтому они могут без особых проблем снова вернуться к себе на Родину и играть в своих странах. Чего, кстати, нельзя сказать про игроков Национальной футбольной лиги или Высшей бейсбольной лиги, которым тоже грозит аналогичный сценарий развития событий.
И что же: теперь каждый сможет сказать: увидимся в следующем сезоне?
Быть может, идея полностью разрушить НХЛ в ее нынешнем виде, а затем ее заново отстроить и не столь ужасна, как кажется? Давайте посмотрим, что мы имеем сегодня. Эта лига - белая ворона среди прочих спортивных лиг США: она чрезмерно разрослась и стала слишком громоздкой. При этом руководство лиги шло на всякого рода ухищрения, чтобы выплачивать игрокам гонорары, которые лига себе позволить никак не могла. Заметим, что средний игрок НХЛ зарабатывает в год 1,8 млн. долларов - столько же, сколько в бейсбольной лиге получают молодые подающие надежды таланты подобные Джошу Бекетту (Josh Beckett) и Рафаэлю Фуркалу (Rafael Furcal). Если прислушаться к аргументам владельцев клубов - а им далеко не всегда можно верить в случае возникновения подобных споров - лига испытывает большие проблемы с наличностью - на протяжении последних десяти лет ее объем снизился почти на 2 млрд. долларов. Становится ясно, почему в прошлом году заявили о своем банкротстве сразу два клуба - 'Буффало' и 'Оттава'.
Вероятно, наиболее красноречивым обстоятельством, которое в то же время сильно вредит финансовому благополучию в будущем обеих сторон, вовлеченных в трудовой конфликт, является тот факт, что у НХЛ нет гарантированной выручки от трансляции матчей по каналам телевидения. У нее лишь имеется договор о разделе выручки от телетрансляции с Эн-Би-Си (NBC). Речь идет о низкоприбыльном контракте, сравнимым по сумме выручки с таким второстепенным футбольным контрактом, как договор с 'Ареной' (Arena Football). Даже прежний договор с телевидением, рассчитанный на пять лет стоимостью в 600 млн. долларов - сущие крохи по сравнению с договором, который заключила Национальная футбольная лига сроком на восемь сезонов суммарной стоимостью 17,6 млрд. долларов.
Каким же образом НХЛ умудрилась попасть в столь затруднительное положение? В 1994 г. 'Спортс иллюстрейтед' (Sports Illustrated) подробно освещала решающие матчи, в которых команда 'Нью-Йорк Ренджерс' (New York Rangers) впервые с 1940 г. выиграла кубок Стенли, высоко оценивая качество продемонстрированной игры. НХЛ была на подъеме, а НБА - нет. Хоккей в тот период пользовался огромным маркетинговым успехом. Команда 'Майти Дакс' (Mighty Ducks) с помощью волшебства диснеевской символики превратилась в самый высокооплачиваемый логотип в командных видах спорта. Болельщики валом валили на матчи, проходившие в штатах Солнечного пояса на крайнем юге США, и еще более впечатляющими были достигнутые финансовые успехи.
Это был расцвет хоккея. Но не следует приписывать его закат злому року. Скорее тут дело в том, что сама лига - как руководство клубов, так и игроки - не смогли урегулировать возникшие разногласия и последующий локаут поглотил половину хоккейного сезона 1994/95 гг. и похоронил шансы на достижение компромисса и проявление доброй воли. Возможно, это несколько упрощенное толкование тех событий, но в главном оно - верно.
'Они просто зарезали курочку, несущую золотые яйца', - утверждает Даниэль Глейзер (Daniel Glazer), специалист в области спортивного права и автор книги 'Неужели тут никто не может управлять игрой? Прошлое, настоящее и будущее Высшей бейсбольной лиги'. - От них стали отворачиваться болельщики. Контракты со СМИ не давали тех финансовых результатов, на которые они, возможно, рассчитывали.
Если вы хотите успешно развивать лигу - особенно учитывая то обстоятельство, что НХЛ не обладала той популярностью, которую имели другие основные национальные спортивные лиги, вам необходимо вызвать интерес к своему виду спорта и постоянно его поддерживать на высоком уровне. Подобное было, но затем локаут во многом охладил его, а быть может, и полностью уничтожил. После локаута Лига между тем продолжила свою деятельность и развитие. И теперь вы можете видеть, как команды, присутствующие на этом нетрадиционном рынке, испытывают огромные трудности, борются за существование'.
Если когда НХЛ и была готова свернуть масштаб своей деятельности, то сейчас время для этого настало. Конфликтная ситуация, возникшая между Высшей бейсбольной лигой и командой 'Монреаль Экспос' (Montreal Expos) - поистине сущий пустяк по сравнению с финансово-экономическими просчетами в управлении клубами, входящими в состав НХЛ. Конечно, легко в этой ситуации упрекать игроков в получении завышенных окладов, но главная проблема - не в них, а в политике руководства клубов.
НХЛ является такой лигой, в которой, если верить руководству, 75 процентов расходной статьи бюджета идет на выплату зарплаты игроков. У лиги минимальные доходы от трансляции матчей по ТВ, и поэтому она рассчитывает главным образом на выручку от продажи входных билетов. И вместо того, чтобы беспокоиться о том, чтобы все места на ледовом стадионе были заняты, руководство клубов все повышает и повышает цены на билеты, чтобы выплачивать все возрастающие гонорары своим игрокам. Похоже, они избрали далеко не лучшую тактику ведения бизнеса.
Итак, возникает вопрос: как долго еще стороны будут препираться? Большинство наблюдателей сходится во мнении, что если к январю конфликт не удастся урегулировать, спортивного хоккейного сезона этой зимой не будет. Если события будут развиваться таким образом, тогда хоккей как вид спорта переплюнет даже тот урон, который нанесла забастовка 1994 года в бейсболе, приведшая к переносу спортивного бейсбольного сезона на более поздние сроки.
'Разница между НХЛ и Высшей бейсбольной лигой заключается в том, что события в бейсболе произошли в разгар сезона, когда отмечались наивысшие показатели посещаемости за всю историю этого вида спорта', - считает Глейзер. 'Уровень посещаемости бейсбольных матчей лишь недавно достиг предзабастовочного уровня. В хоккее, который никогда у американских болельщиков не пользовался такой же популярностью, ныне уже испытывает трудности в плане рейтинга и показателей посещаемости матчей, и в связи с этим возникают опасения: а сможет ли НХЛ справиться с подобным ударом?'.