По мнению генерального директора организации 'Врачи без границ' в Афганистане, Чечне и Ираке о мирном населении не думают.
По мере того, как по всему миру зарождаются вооруженные конфликта и возникают гуманитарные катастрофы, у международных негосударственных организаций становится все больше работы. Особенно это касается Ирака, Афганистана и Чечни, 'где проводимая вооруженными силами Соединенных Штатов и России политика репрессий не дает возможности для нейтрального сотрудничества'. Об этом говорит генеральный директор организации 'Врачи без границ' (MSF) Рафаэль Виласанхуан (Rafael Vilasanjuan).
Во время своего недавнего визита в Буэнос-Айрес глава одной из наиболее авторитетных в мире гуманитарных организаций заявил в интервью 'Clarin', что MSF работает там, где 'политика потерпела неудачу'. По словам директора 'Врачей без границ', 'сотрудники организации находятся в 80 странах. И это означает, что в мире не все в порядке. Открывающаяся картина крайне запутана, и в некоторых регионах наше присутствие сильно затруднено'.
- Каких?
- Тяжелее всего нам работать в Ираке, Афганистане и Чечне. Борьба с террором порождает чудовищ. И эти чудовища нападают на самых слабых, на гуманитарные организации. Та самая знаменитая, произнесенная Бушем (Bush) фраза 'вы или с нами или с террористами' не оставляет жизненного пространства тем, кто не встает ни на ту, ни на другую сторону. И это приводит к тому, что в мире появляются миллионы жертв, которым мы не можем помочь.
-В июле из-за крайне неспокойной обстановки 'Врачи без границ' были вынуждены покинуть Афганистан. . .
- Мы уехали из страны после того как за одну лишь принадлежность к нашей организации были убиты пять врачей. Для меня как для генерального директора MSF существует различие между тем должен ли я сказать своему сотруднику, что он отправляется в зону конфликта и это связано с определенным риском и тем, что он 'отправляется в страну, где станет мишенью'.
- Вы ощущаете, что стали мишенью для нападения со стороны мятежных группировок?
- После того, как Джордж Буш и правительство Соединенных Штатов заявили, что гуманитарные организации являются важной составляющей их стратегии войны, мы стали врагами. Коалиция захотела, чтобы гуманитарные организации высказались за или против [военной кампании] и таким образом мы оказались лишены возможности помочь тем, кто действительно в этом нуждается. Те, кто в Ираке или Афганистане выступают против оккупации, воспринимают нас как часть стратегии, разработанной военными.
- Что Вы можете сказать о Чечне, где также был убит один из врачей вашей организации?
- Это полностью забытый конфликт. Против гражданского населения применяются самые жестокие меры. Численность населения чеченской столицы, Грозного, сократилась в десять раз: в городе на сегодняшний день живет лишь десятая часть от того количества жителей, которое было здесь десять лет назад; остальные 9/10 были либо убиты, либо покинули свои дома. Среди беженцев очень много детей. Но во время заседания СБ ООН не было сказано ни слова о сложившейся в республике ситуации. Благодаря этому правительство Путина может делать, что ему хочется и использовать механизмы, которые приводят к порождению обстановки террора. Четверо наших сотрудников стали заложниками, и один из них был убит.
- Проводимая Бушем и Путиным политика превратила названные регионы в менее надежные?
- Наша организация избегает политических определений. Но мы обязаны заявить, что действия как Путина, так и Буша приводят к созданию механизмов, близких к терроризму, что они не учитывают существование гражданского населения. Мы всегда задаем себе вопрос, кто в зоне конфликта позаботится обо всех нуждающихся в помощи. В этом смысле политика Путина и Буша очень похожа. Им совершенно не знакомо понятие нейтралитета.