В обстановке всеобщего страха после серии кровавых терактов, многие россияне, как заявили в среду несколько социологов и аналитиков, согласны на существенное ограничение их прав и свобод ради обеспечения безопасности.
Данные социологических опросов, проведенных после ошеломляющей серии терактов в августе и начале сентября, жертвами которых стали более 430 человек, позволяют предположить, что, несмотря на скептическое отношение к последним реформам президента Владимира Путина, он может без особого труда ужесточать контроль Кремля над страной под лозунгом сплочения общества в борьбе с терроризмом.
'Больше половины населения готовы согласиться на ограничение прав и свобод под предлогом борьбы с террором', - отмечает Леонид Седов, старший аналитик популярного социологического агентства 'Левада-Центр'.
По данным проведенного Центром опроса - его результаты были обнародованы на этой неделе - 60% респондентов заявили, что готовы согласиться на временную приостановку права на выезд за рубеж и свободу передвижения внутри России.
59% опрошенных не возражают против закрытия организаций и изданий, критикующих политику Путина в отношении борьбы с террором, утверждают сотрудники Центра - это не самая приятная новость для независимых СМИ и неправительственных групп, которые, по словам президента, зачастую действуют в собственных интересах, а не в интересах России.
Как показал опрос, 89% россиян выступают за более тщательную проверку документов и обыск людей 'подозрительного вида' - применительно к России, где ответственность за большинство терактов возлагается на чеченских мятежников, это означает чеченцев и других лиц с 'нерусской' внешностью.
По словам специалистов агентства, опросивших 24-27 сентября 1600 человек по всей стране, 57% россиян заявили, что готовы предоставить разведслужбам право отслеживать телефонные переговоры и сообщения в интернете. Допустимая погрешность при подсчете данных опроса составляет 3%.
Подобные результаты показывают, что 'либерально-демократические идеалы не укоренились глубоко в сознании наших людей, - отмечает Седов. - Поэтому мы и движемся у авторитаризму. Таков уж наш народ'.
'Для россиян, воспитанных при тоталитарной системе, проблемы повседневного существования и материального благосостояния гораздо важнее вопроса о свободе и правах', - говорит Евгений Волк, глава российского филиала 'Heritage Foundation'.
После терактов в конце августа - начале сентября - крушения двух самолетов, подрыва террористки-смертницы возле московской станции метро и кровавого захвата заложников в школе на юге России - меры безопасности в стране были усилены.
Однако главным ответом Путина на эти события стали меры по усилению политической власти Кремля.
Он выступил с инициативой принятия законов, отменяющих выборы губернаторов, и передающих ему полномочия по их назначению. Кроме того, президент призвал отказаться от выборов депутатов парламента по одномандатным округам, и стремится усилить контроль над назначением судей.
По словам критиков власти, эти предложения не имеют ничего общего с борьбой против терроризма. По данным Левада-Центра, многие россияне согласны с этой точкой зрения - 48% опрошенных заявили, что изменения в избирательной системе либо не повлияют на борьбу с терроризмом, либо даже затруднят ее.
Ожидается, что лояльный президенту парламент одобрит предложенные им меры, хотя, как показывают опросы, общество воспринимает их без особого энтузиазма. Опрос, проведенный в сентябре социологическим центром ВЦИОМ, показал, что 48% населения возражают против назначения губернаторов, а поддерживают этот шаг лишь 38%. Данные опроса, организованного центром 'РОМИР-Мониторинг', говорят о поддержке предложения Путина 55% россиян.
Хотя поддержка антитеррористических мер находится на высоком уровне, вера в способность Путина обуздать террор падает. По данным Левада-Центра, 93% опрошенных считают, что вероятность новых терактов велика (в январе аналогичная цифра составляла 38%), а 76% утверждают, что лидеры России вряд ли смогут защитить население от террора.
36% опрошенных заявили, что реакция российского руководства на недавние теракты была 'твердой и решительной', а 40% считают, что она свидетельствует о другом - власть не знает, как бороться с террором.
По словам политического аналитика Андрея Пионтковского, уровень оппозиции изменениям в избирательной системе говорит о весьма скептическом отношении к мерам, предлагаемым популярным президентом, почти не подвергающимся публичной критике. В долгосрочном плане, полагает он, подобная реакция Путина на террор чревата для него неприятностями.
Однако, как утверждают Седов и Волк, у Путина развязаны руки на проведение мер, наносящих ущерб свободе и демократии, поскольку оппозиция раздроблена, а большинство россиян волнует прежде всего собственное экономическое благосостояние.
'Угроза для Путина может возникнуть не в результате этих мер - они получат поддержку - а лишь в случае снижения жизненного уровня, - говорит Седов. - Россияне 'думают карманом''.