Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хорошие и плохие новости о мировом демографическом взрыве

Население планеты растет медленнее, чем предвещали наиболее пессимистичные прогнозы. Тем не менее, различный уровень рождаемости в богатых и бедных странах предрекает серьезные проблемы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Читатели многих газет и журналов не без удовлетворения могли отметить, что так называемая 'бомба перенаселения' на протяжении вот уже нескольких десятилетий пугающая специалистов по данному вопросу, начала терять свою взрывную мощность. Как гласил заголовок опубликованной 29 августа 'The New York Times' статьи 'Демографический взрыв окажется не громче хлопка!'. Но прежде чем открывать бутылки с шампанским стоит все же бросить взгляд на цифры. . .

Читатели многих газет и журналов не без удовлетворения могли отметить, что так называемая 'бомба перенаселения' на протяжении вот уже нескольких десятилетий пугающая специалистов по данному вопросу, начала терять свою взрывную мощность.

Комиссия ООН по населению, ежегодно представляющая свои отчеты о наблюдаемых демографических тенденциях, не так давно снизила прежние прогнозы. На настоящий момент численность населения планеты составляет 6300 миллионов человек, и, согласно данным названной комиссии, к 2050 году этот показатель установится на уровне 9000 миллионов человек.

Это не самая хорошая новость для тех, кто считает, что человечество уже перевалило порог возможной заселенности Земли. Но, как бы то ни было, названная цифра значительно ниже прогнозов десятилетней давности.

Новость, вне всякого сомнения, привлекла к себе внимание. Как гласил заголовок опубликованной 29 августа 'The New York Times' статьи 'Демографический взрыв окажется не громче хлопка!'.

Но прежде чем открывать бутылки с шампанским стоит все же бросить взгляд на цифры. Мир - организм сложный, и, с точки зрения демографии, наблюдаются существенные различия между различными регионами планеты и даже внутри самих регионов. Общую тенденцию можно считать спадающей, но, как мы увидим ниже, существует различие между тем, живете ли вы в пакистанском Лахоре или же в германском Франкфурте.

Основная причина наблюдаемой тенденции проста: уровень рождаемости снижается как в развитых странах (но не во всех), так и в развивающихся (опять же не во всех). С другой стороны, нельзя говорить о существовании единственной причины демографических изменений, и специалисты выделяют два основных момента.

Первый из них заключатся в том, что с каждым разом становится все больше семей, живущих в городах, а не в сельских районах. Иметь пять или шесть детей выгодно, когда живешь на бедной ферме и им можно поручить ухаживать за курами или собирать хворост для обогрева жилища. Если же вы, напротив, живете в каком-нибудь бедном городском районе, например, в Сан-Паулу, многочисленная семья будет для вас, вне всякого сомнения, настоящей обузой.

И удивительно, но факт, что по мере расширения бедных пригородов больших населенных пунктов - латиноамериканских, африканских, азиатских (численность некоторых из них уже достигла 20 миллионов человек) - общий прирост населения идет на убыль.

Вторым моментом можно считать изменение положения женщины в обществе - как в развитых, так и в развивающихся странах. Если таиландские девушки и женщины работают на расположенном в пригороде Бангкока новом производстве по сборке электронных приборов, уровень жизни их семьи значительно увеличивается. Вероятнее всего, эти женщины выйдут замуж позже тех, кто живет в сельскохозяйственных районах, и не захотят заботиться о многочисленной семье.

Большая возможность получения девочками и женщинами среднего и даже специального образования - насколько бы медленным ни был в некоторых странах этот процесс - также приводит к уменьшению размеров семьи, так как стимулирует более позднее замужество и дает больше шансов для карьерного роста. И, наконец, увеличение - во многих регионах - продолжительности жизни женщин способствует тому, что исчезает необходимость как можно раньше создать семью.

Различия определяются женщинами

Характерное для развитых стран изменение образа жизни женщин и наличие возможностей для их карьерного роста кажутся весьма впечатляющими и вместе с тем влекут за собой значительные демографические последствия. Если кто-то из таких женщин руководит собственным турагентством или какой-либо другой компанией, у них остается совсем мало времени для обзаведения собственной семьей. Кроме того, многие из них предпочитают оставаться незамужними до тех пор, пока не появится подходящая кандидатура, если это вообще произойдет.

С другой стороны, семейная жизнь также становится не слишком привлекательной, если мужчины - в каждом из отдельно рассматриваем обществ - придерживаются реакционных взглядов. Что может заставить молодую амбициозную японку отказаться от своей карьеры и сесть дома с детьми, когда ее муж рано уходит на работу и возвращается домой из офиса (а не из бара) поздно вечером? Или почему россиянка с высшим образованием должна захотеть выйти замуж за скучного пьющего человека?

По-видимому - хотя это и невозможно убедительно доказать - существует явная зависимость между тем, как в культуре той или иной страны относятся к положению женщины в обществе, и уровнем рождаемости. Вероятно, именно по этой причине уровень рождаемости снижается медленнее в таких государствах как Соединенные Штаты, Великобритания и скандинавских странах, чем в Италии, Японии и Испании.

Можно ли считать подобное снижение темпов роста населения планеты хорошей новостью? Рассуждая в общих терминах - да, особенно, если речь заходит об окружающей среде, здоровье и сексуальном равенстве полов. Тем не менее, есть некоторые аспекты, заслуживающие отдельного рассмотрения.

Во-первых, демографическая имплозия (сжатие) Европы, Японии и России. Защитников окружающей среды, должно быть, порадует перспектива гораздо менее заселенных Германии и Италии, но это может привести к самым неожиданным последствиям.

Сформировавшееся общество сдержаннее и консервативнее и, вполне может быть, что оно окажется не в состоянии произвести определенные изменения и остаться в XXI-ом веке на плаву.

Если же обратиться к более суровым вопросам: из кого будут набираться армии? Одно дело, когда в немецкой семье четверо детей и один из них отправляется служить, а что произойдет, если у родителей всего один только сын или дочь? А что случится с Россией, теряющей ежегодно 750000 душ? При сохранении нынешней тенденции к 2050 году численность населения этой страны снизиться с 145 миллионов до 105 миллионов. Вполне очевидно что уровень рождаемости может упасть до критической отметки.

Во-вторых, характерное для некоторых регионов снижение уровня рождаемости, наблюдаемое, например, на севере Африки и в значительной части Азии (Китае, Южной Корее, Индии), не отражает положения в тех районах, где в скором времени произойдет существенное увеличение численности населения: речь идет о Йемене, Средней Азии, Центральной и Западной Африке. По прогнозам, численность населения Пакистана - на настоящий момент равняющаяся численности населения России (145 миллионов человек) - к 2050 году составит уже 345 миллионов.

Практически в каждом из упомянутых случаев речь идет о государствах, недавно переживших распад либо находящихся на его грани, на их территориях происходят внутренние конфликты, в обществе не соблюдаются права женщин, наличествует истощение экологических ресурсов и крайне высок уровень нищеты - будь то в сельских районах или же в новых бедных городах.

Еще одно, последнее, наблюдение. Даже в случае, если уровень рождаемости в развивающихся странах каким-либо чудом стабилизируется (для воспроизводства населения необходимо чтобы на каждую женщину приходилось по 2,1 ребенка), перед нами по-прежнему будет стоять проблема уже родившихся нескольких миллиардов детей, которым на сегодняшний день исполнилось от пяти до двадцати лет.

Чем глобальное сообщество может помочь бедным девочкам и молодым женщинам, жизнь которых совсем не похожа на жизнь их сверстниц, скажем, в Швеции или Канаде. Или не менее серьезный вопрос: что нам делать с заполонившими улицы Фаллуджи и Сектора Газа сотнями тысяч негодующих и полных силы молодых людей, у которых нет ни образования, ни работы?

На эти вопросы не найти простых ответов. Но стоит не забывать обо всех упомянутых проблемах, чтобы нам не пришлось впоследствии читать заголовки газет, предвещающих окончание кошмара перенаселения планеты, но при этом не упоминающих о том, что нам еще предстоит преодолеть серьезные демографические проблемы.

Пол Кеннеди - историк, профессор Йельского Университета