Когда адмирал Томас Фарго в выступлении перед Конгрессом США выдвинул Региональную инициативу в области морской безопасности (РИМБ) для Юго-Восточной Азии, он вызвал отрицательную реакцию. Предполагаемой целью РИМБ являлось осуществление в регионе Инициативы по безопасности в области распространения, направленной на предотвращение распространения оружия массового уничтожения. Первоначально РИМБ должна была иметь в своем фокусе Малаккский пролив. И потому Малайзия и Индонезия выступили против предложения как бросающего вызов их суверенитету и компетентности. Лишь Сингапур решительно выступил в поддержку идеи. Политический контекст и вопрос о том, чья безопасность стоит на кону, затерялись в тумане.
Государства пролива и морские державы имеют различные представления и приоритеты. Для многих в регионе оружие массового уничтожения не является предметом основной озабоченности. Более того, Индонезия и Малайзия обеспокоены тем, что американское присутствие в Малаккском проливе может, на самом деле, привлечь террористов и способствовать росту идеологической привлекательности экстремизма.
Конкретно с точки зрения Малайзии наивысшим приоритетом являются угрозы ее суверенитету, за которыми следуют угрозы окружающей среде и рыболовству от утечек нефти, и угрозы рыбакам (в основном, со стороны индонезийских пиратов). Пиратство против иностранных судов, контрабанда оружия и терроризм на море не стоят высоко в списке приоритетов, и Малайзия полагает, что эти опасности преувеличены. Представления Индонезии сходны в том, что главное значение имеют угрозы суверенитету, за которыми следует нелегальная поставка оружия ачехским сепаратистам. Сингапур, имеющий очень небольшую морскую акваторию, и чрезвычайно зависимый от ненарушенного торгового судоходства по Малаккскому проливу, рассматривает в качестве главных угроз своей национальной безопасности пиратство и терроризм.
В свою очередь, США сосредоточены на терроризме и транспортировке оружия массового уничтожения, тогда как Японию беспокоит пиратство. Обе эти страну уделяют намного меньше внимания другим угрозам безопасности. С 11 сентября 2001 года США считали мусульманских экстремистов в Юго-Восточной Азии потенциальной угрозой коммерческому судоходству во всем регионе. Самым угрожающим сценарием является захват или нападение на супертанкер, который затопят в самой узкой части Малаккского пролива, нарушив коммерческое судоходство, включая импорт нефти Японией и Южной Кореей, и потенциально также ограничив мобильность и гибкость ВМС США.
Похоже, что США не очень-то верят в способность стран Юго-Восточной Азии предотвратить подобную катастрофу. Подчеркивая эту озабоченность, на протяжении нескольких месяцев они предпринимали совместно с Индией превентивные меры в отношении терроризма, по очереди эскортируя через пролив потенциальные цели. Хотя подобные эскорты легально допустимы с точки зрения морского права, Индонезия и Малайзия не были особенно обрадованы присутствием и действиями иностранных кораблей. Действительно, американские и индийские патрули в проливе породили в Юго-Восточной Азии подозрения в отношении их настоящих целей. Явный интерес США к тесным военным связям с Индией предполагает, что координируемое присутствие индийских и американских ВМС в проливе может не сводиться к борьбе с терроризмом, а быть частью более широкой стратегии расширения индийского военно-морского присутствия в регионе. Более того, решительная поддержка предложения Сингапуром рассматривалась в контексте его переговоров с США по вопросу о соглашении о стратегической безопасности и обороне.
В качестве превентивной меры Малайзия предложила совместную антитеррористическую подготовку, скоординированные патрули и активизацию обмена развединформацией. Заместитель премьер-министра Наджиб Разак сказал: "Я подчеркиваю, что мы должны укрепить сотрудничество между Малайзией, Индонезией и Сингапуром, поскольку мы несем ответственность за то, чтобы убедить международное сообщество, что проливы не будут раскрыты перед перспективой нападения террористов". Индонезия сделала аналогичное предложение частью своей более широкой инициативы о создании Комитета безопасности АСЕАН. Наконец, 20 июля 17 кораблей ВМС Индонезии, Малайзии и Сингапура начали совместное патрулирование Малаккского пролива.
Тем не менее, США не продемонстрировали готовности отступить. В мае они предложили РИМБ на заседании Регионального форума АСЕАН. Это встретило противодействие, прежде всего, со стороны Малайзии. Тем не менее, министр обороны США Дональд Рамсфелд подчеркнул важность РИМБ в ходе июльского "Диалога Шангри-Ла" в Сингапуре, пообещав при этом "консультироваться с друзьями и союзниками при ее воплощении".
Очевидно, что увеличение числа морских патрулей и эскортов, учения и повышение степени контроля и готовности сыграют полезную роль в противодействии. Но, учитывая нынешние больные вопросы, для успеха РИМБ необходимо, чтобы ее поддержали три государства пролива и взяли на себя большую часть ноши, с тем, чтобы США, возможно, поддержали эту меру технологией, подготовкой и обменом разведданными.