Эдуард Гольдберг является президентом нью-йоркской фирмы 'Annisa Group', которая консультирует компании, занимающиеся бизнесом в России
Если бы все не было настолько серьезно, можно было бы пошутить насчет сегодняшних отношений между США и Россией. Их можно сравнить с тем, что мы наблюдаем в комнате смеха: как высокий симпатичный парень становится маленьким и круглым, когда смотрит на себя в кривом зеркале.
Такое искаженное отражение очень напоминало то, как российский президент Владимир Путин и президент США Буш отреагировали на ужасные террористические акты, произошедшие в их странах. Полудиктатора Путина, который правит страной с ограниченной свободой прессы и послушным парламентом, сентябрьская кровавая трагедия в школе города Беслана привела в полнейшее смятение. Это был настолько мощный провал руководства, что сначала правительство Путина в худших традициях советских времен, когда о плохих новостях публике не сообщали, отчаянно попыталось контролировать поток новостей.
Но и для Буша 11 сентября 2001 года стало испытанием его политического лидерства и прочности. В стране, проводящей расследования в конгрессе, в стране свободной прессы, голодной до сенсаций, Буш позволил себе проигнорировать такую мелочь, как предупреждение ЦРУ о возможных терактах. А затем он объявил себя главным борцом против терроризма.
Чтобы чувствовать себя в большей безопасности в мире, который они не способны контролировать, политические лидеры Америки и России прибегают к самым худшим уловкам своей политической тактики.
Оставим в стороне перекосы в американской демократии, которые могут быть созданы сочетанием страха, спекуляций и повторяющейся лжи. Россия повторяет те ошибки, которые совершила администрация Буша в своих подходах к внешней политике.
Мы говорим, что боремся за демократию в Ираке, однако ни слова не говорим о том, как увядает демократия в Москве. Все время, с момента взятия под контроль российского государства первой телевизионной станции до момента фактического захвата государством частной компании, до момента объявления Россией отмены выборов губернаторов, - все это время администрация Буша хранит почти полное молчание.
Президент Буш говорит нам, что мы ведем войну в Ираке, чтобы предотвратить распространение оружия массового уничтожения. В то же время мы игнорируем наличие в России неучтенных ядерных бомб. Ничто не угрожает жизни американцев более, чем бесконтрольные ядерные материалы и оружие. В 1991 году Конгресс утвердил совместную от обеих партий программу снижения ядерной угрозы, известную как программа Нанна-Лугара. Ее цель состояла в том, чтобы помочь русским высококвалифицированными техническими кадрами и деньгами в деле хранения и уничтожения оружия массового уничтожения, оставшегося от Советского Союза. К всеобщему шоку, в бюджете администрации Буша на предстоящий финансовый год предусмотрено фактическое снижение финансирования программы Нанна-Лугара.
Во время своей предыдущей предвыборной кампании Буш говорил нам, что снизит объемы помощи России, если она будет продолжать злоупотребления в Чечне. Буш в то время заявлял: 'Российское правительство поймет, что нельзя построить стабильное и единое государство на обломках растоптанных прав человека'. Однако сегодня, следуя своей великой двухцветной стратегии, сквозь призму которой он видит события только в черно-белом цвете, Буш позволил Путину связать воедино чеченских повстанцев и 'Аль-Каиду', что развязало российскому лидеру руки для разрушения демократии в России.
Более крупный просчет политики Белого Дома в отношении России состоит в его неспособности рассматривать эту страну в качестве друга и развивающейся энергетической сырьевой державы. Вместо этого с Россией обращаются чуть ли не как с пропагандистской погремушкой, которой можно трясти во время президентской предвыборной кампании, построенной на антитерроризме.
Со своими огромными энергетическими ресурсами и географическим положением Россия, соединяющая Восток и Запад, становится все мощнее. Но со своей 700-летней историей самодержавия и диктатуры и лишь 14-летней историей полу-демократии Россия нуждается в честных друзьях, которые не дадут ей вновь погрузиться в пучину авторитаризма.
Президент Путин, как лидер страны, добивающейся уважения, не побоялся публично предупредить Вашингтон об опасностях начала войны в Ираке. Однако глядя в кривое зеркало, отражающее причудливые очертания сегодняшних российско-американских отношений, администрация Буша по-прежнему игнорирует необходимость быть честной с Россией. Вместо этого Белый Дом предпочитает проводить в отношении правительства Путина в лучшем случае политику благодушного невнимания, а в худшем - политику молчаливого согласия с его недемократическими реформами, проводимыми под предлогом борьбы с терроризмом.