Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Д.Т. Эндрюс 'Наука для масс, 1917-1934'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор использует данные, полученные из российских архивов, газет и научных журналов. Научное знание рассматривается в контексте антирелигиозной пропаганды, проповедования коммунистической идеологии и просвещения масс. Развитие науки прослеживается на протяжении трех условных исторических отрезков: непосредственно дореволюционного периода, большевистского периода 1917-1928 гг. и великого перелома

J.T. Andrews 'Science for the Masses, 1917-1934'

Д.Т. Эндрюс 'Наука для масс, 1917-1934'

О КНИГЕ: Издана Texas A&M University Press в 2003 г., представляет собой научно-популярное исследование, посвященное роли науки в советском обществе, ее развитию и трансформации в зависимости от общественно-политических изменений в стране.

Автор использует данные, полученные из российских архивов, газет и научных журналов. Научное знание рассматривается в контексте антирелигиозной пропаганды, проповедования коммунистической идеологии и просвещения масс. Развитие науки прослеживается на протяжении трех условных исторических отрезков: непосредственно дореволюционного периода, большевистского периода 1917-1928 гг. и великого перелома

- 1928-1934 гг.

В связи с тем, что книга носит прежде всего исследовательский характер и в ней отсутствуют конкретные идеологические выводы и резонансные оценки, она не стала предметом активного обсуждения в СМИ.

Основные тезисы книги:

- После революции 1917 года новые лидеры осознавали значимость и необходимость просвещения народных масс. Многие люди получили не только возможность работать, но и приобщиться к научным основам производства.

- Происходил рост любительских и профессиональных научных сообществ, которые внесли свой значительный вклад в развитие российского общества и пронесли накопленный в царский период опыт со времен гражданской войны через НЭП.

- Популяризаторы дореволюционной науки продолжали работать после революции вплоть до 1928 года. В то же время усилия большинства из них постепенно стали направляться на адаптацию научной риторики к идеологии большевиков.

- Противоборство ученых и политиков в послереволюционный период имело место, однако в целом тенденция к распространению знаний и научным исследованиям сохранялась, поскольку большевики понимали необходимость обучения людей и свою зависимость в этом аспекте от научной элиты. Расхождения были лишь в необходимости политизирования знаний.

- Образование масс носило односторонний, прикладной характер и включало в себя антирелигиозную пропаганду и распространение идей коммунизма, что нередко вызывало отрицательную реакцию рабочего и крестьянского населения.

- После окончательной победы И.Сталина в борьбе за власть ученые стали ограничены в своей деятельности и поставлены на служение промышленности и пропагандистским идеям сталинизма.

- Основной целью науки стала пропаганда неизбежности классовой борьбы, утилитаризма, объединенного с немедленной индустриализацией и коллективизацией. Ученые и пропагандисты научных знаний стали нужны для того, чтобы распространять эти идеи среди рабочего класса.

- Наука в период сталинизма была парадоксальна, антикосмополитична и несвободна, имела прикладное значение и управлялась сверху.

В целом книга убедительно демонстрирует, что научный процесс в советской России и в послереволюционный период, и в годы НЭПа был достаточно разноплановым, разносторонним и бурным, носил либеральный, плюралистический характер. Вместе с тем наука постепенно начинала испытывать на себе сильное влияние коммунистического режима, которое проявлялось в необходимости ученых и популяризаторов науки распространять коммунистические идеи в массах. С окончанием НЭПа это влияние превратилось в тотальный контроль, и либеральный период российской науки закончился. Приоритетное развитие получили только некоторые научные области, имевшие важное прикладное значение, прежде всего в техническом плане.

Джеймс Т. Эндрюс (James T. Andrews)

Историк, профессор Государственного университета Айовы по современной истории России, почетный член Института истории естествознания и техники РАН. Получил ученую степень в Чикагском университете, преподавал в различных образовательных институтах, включая Техасский университет в Остине.