Интервью Йохана Александера (Yohan Alexander) директора Международного центра по изучению терроризма Потомакского института США аргентинской газете 'Clarin'. Александер считается одним из ведущих экспертов в области борьбы с международным терроризмом.
Мир так и не смог вовремя понять угрозу, исходящую от Аль-Каиды. Сейчас нам только остается противодействовать этой организации и отказываться от любых переговоров. Другие действия стали бы для Запада шагом назад.
Почему в последнее время терроризм приобрел столь громадные размеры?
- Чтобы объяснить этот феномен достаточно более внимательно почитать историю. К сожалению, мы были плохими учениками по этому предмету. Поэтому то, что происходит сейчас в мире, кажется нам неожиданным. На самом деле этот процесс идет на протяжении длительного времени. Вспомним слова Гегеля, который сказал: 'Мы учимся у истории тому, что не извлекаем из нее уроков'. Дело в том, что мы забыли историю появления Аль-Каиды и Усамы бен Ладена.
Международное сообщество не смогло вовремя оценить всю степень угрозы, которая исходит от них. Все считали, включая США, что это явление для нас просто неприятное, раздражающее и не более того. Ну, где- то совершили теракт, ну, кого-то убили, но мы полагали, что это не представляет стратегической угрозы для национальной безопасности. И так это было до известных событий 11 сентября 2001 года.
Почему за несколько лет терроризм превратился в столь внушительную силу?
- В действительности речь идет об эволюции. Я попытаюсь Вам объяснить, что произошло. Во-первых, вспомним 1979 год, когда террорист аятолла Хомейни пришел к власти в Иране. На протяжении 444 дней он удерживал американских заложников. Я был в Тегеране, когда президент США Джимми Картер решился на ответные действия. Он послал вертолеты с американским спецназом, которые разбились в пустыне из-за плохой подготовки операции по освобождению заложников. Для Ирана, для шиитов, стало вполне ясно, что Соединенные Штаты слабы.
Во-вторых: появление Хезболла в Ливане. В период с 1982 по 1983 годы я неоднократно бывал в этой стране. У меня была возможность встречаться с некоторыми из руководителей этой террористической организации. Я никогда не забуду этих встреч. После окончания одной из таких встреч я понял, что они чувствуют свое превосходство. Я же чувствовал себя униженным. Почему? Потому что они мне сказали буквально следующее: 'Вы, американцы, очень сильны. У вас есть современное оружие и техника, включая ядерное оружие. Естественно, что мы вас не сможем победить в открытом бою. Но мы будем действовать другими методами, которые заставят вас уйти из Ливана. Мы направим на ваших солдат грузовики, начиненные взрывчаткой'.
В последующем они так и поступили, взорвав автомобиль с взрывчаткой у казармы морских пехотинцев. Что сделали в ответ США? Они собрались и ушли из Ливана. Это стало еще одним сигналом слабости Запада. Международный терроризм после таких действий приобрел серьезную силу.
Аль-Каида существует как одна целостная организация или под ее именем скрываются десятки террористических групп по всему миру?
- Нет никакого сомнения в том, что Аль-Каидой руководит Усама бен Ладен. Эта террористическая организация имеет широко разветвленную сеть по всему миру. В структуре организации имеются подразделения, занимающиеся оперативными вопросами, техническими, идеологическими и психологическими. После падения режима талибов в Афганистане, хорошо налаженная структура была нарушена. Ей пришлось отказаться от вертикальной системы управления и перейти на так называемую горизонтальную систему. На сегодняшний день в мире насчитывается более десятка ответвлений Аль-Каиды, которые действуют автономно. Например, террористическая сеть под руководством Абу Мусабу аль-Заркави в Ираке. У нас есть полная уверенность в том, что сейчас Аль-Каида действует на территории 80 стран.
Эти группы получают указания напрямую от Усамы бен Ладена, который скрывается в горах Афганистана и Пакистана?
- Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Маловероятно, что он сидит где-то в пещере и лично руководит процессом. Но у нас нет никакого сомнения в том, что он по-прежнему остается главным действующим лицом во всех этих террористических организациях. Действия всех групп хорошо скоординированы, и они действуют исходя из местных условий.
И как действует эта структура?
- Я не военный, но из своего общения со специалистами я понял, что действуют они умело. Постоянно передвигаются и никогда не останавливаются на ночлег в одном и том же месте. Многие люди им симпатизируют, что усложняет задачу определения их местонахождения. Но это не самое страшное. В конечном итоге террориста можно захватить или уничтожить, но убить идею невозможно. Мне кажется, что в борьбе с Усамой бен Ладеном мы забываем о главном. Необходимо проводить целенаправленную работу по противодействию распространению враждебных нам идей и активно участвовать в воспитании подрастающего поколения.
Пропаганда - это ключевая тема. Вот почему, меня очень беспокоит судьба детей нынешних террористов. Встанут ли они на путь своих отцов?
Наверное, нельзя забывать и о том какую роль во всем этом сыграли США? Разделяете ли Вы мнение о том, что это 'чудовище' было создано при их участии? Соединенных Штатов оказывали помощь моджахедам в борьбе с советскими войсками в Афганистане. Ведь именно американские инструкторы обучали подрывному делу нынешних руководителей Аль -Каиды, которые в последующем использовали полученные навыки в осуществлении террористических актов, потрясших весь мир?
- Нет. Я так не думаю. Если бы даже не существовало США, то все равно бы у Советского Союза были бы проблемы в Афганистане. Даже если допустить, что СССР нет, - все равно, был бы найден предлог, чтобы обвинить во всех грехах США. Например, американцы лезут во все дела, поэтому они виноваты в том, что происходит в мире.
С другой стороны, в Афганистане на стороне моджахедов воевало много добровольцев из разных стран. Когда есть идея, то вокруг нее всегда мобилизуются люди. Как, например, это было во время гражданской войны в Испании или сейчас в Ираке.
С другой стороны исламский экстремизм существовал, когда еще не было США. Его целью всегда было установление влияния в таких странах как Саудовская Аравия, Египет, Алжир.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что между режимом Саддама Хусейна и Аль-Каидой не было никаких прямых связей. Почему тогда на Ваш взгляд, Джордж Буш вводил в заблуждение мировое сообщество и даже обосновал необходимость войны против Ирака именно этим аргументом?
- Я думаю, что вопрос заключается в интерпретации. Ирак на протяжении последних десятилетий поддерживал терроризм. Тоталитарный режим навязал террор против собственного народа. Мы также знаем, что Ирак использовал террор для достижения своих политических целей за пределами страны. Высшим проявлением государственного террора стала агрессия против Кувейта.
Мы знаем также о связях режима с различными террористическим группировками, включая палестинцев. Действительно, у нас нет прямых доказательств. Но я могу с уверенностью сказать, что после отстранения от власти талибов в Афганистане многие члены международной террористической организации Аль-Каиды нашли убежище в Ираке.
Возможно ли на Ваш взгляд достижение политического решения с Аль-Каидой?
Почему никто не думает о проведении с ними переговоров?
- Возможность политического выхода из сложившейся ситуации существует, но в качестве такого выхода не следует рассматривать переговоры с террористами. Это исключено. Вполне реально вести переговоры с определенными группами, которые хотят найти выход из сложившейся ситуации. Но это никоим образом не относится к Аль-Каиде и Усаме бен Ладену.
А в Ираке? Есть какая-то возможность на переговоры?
- В Ираке, я думаю, пока еще есть такая возможность, если конечно мы не соберем свои чемоданы и не уйдем оттуда. Если США уйдут из Ирака, то это будет означать поражение, которое станет концом цивилизации.
Ведь в стратегические планы террористов входит применение не только обычных вооружений, но и ядерного, химического и биологического оружия. В этом и заключается главный вопрос: сможем ли мы выжить в этих условиях?