Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Германия хочет стать постоянным членом Совета Безопасности ООН

Для чего ей это нужно?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Позиция Германии почти не пользуется пониманием в Европе. Министр иностранных дел Фишер ссылается на то, что его страна, после Соединенных Штатов и Японии, платит самые большие взносы в бюджет ООН - в три раза больше, чем взносы двух постоянных членов СБ, России и Китая, вместе взятых. Это, конечно, заслуживает похвалы, но в дискуссии о возможном расширении Совета Безопаности едва ли является веским аргументом. Ибо в этом вопросе речь идет, прежде всего, о стремлении приобрести политическое влияние.

Куда делись европейские традиции немецкой внешней политики? Почему Федеративная Республика хочет стать постоянным членом Совета Безопасности ООН?

На днях представители правительств Германии и Италии проводили консультации, в частности, по поводу стремления правительства Шредера получить для Германии кресло постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В Риме по этому поводу выразили открытое недовольство. Министр иностранных дел Фраттини окрестил это стремление Германии 'национальным эгоизмом с односторонним движением'. Президент Чампи назвал стремление к получению места постоянного члена СБ ООН 'не идущим в ногу со временем'. Итальянцы считают, что Германия вместе со своими партнерами по Европейскому союзу должна стремиться к тому, чтобы место постоянного члена в СБ ООН получил ЕС. Рим не одинок в этом мнении, но Лондон и Париж, конечно, не испытывают энтузиазма от перспективы отказа от своего места в Совете Безопасности.

Вопрос реформирования Совета Безопасности ООН вновь был поднят в прошлом месяце, когда ежегодная сессия Генеральной Ассамблеи ООН была открыта выступлениями глав правительств и министров иностранных дел. Не только Германия, но также и Япония, Индия и Бразилия заявили тогда, что хотят стать постоянными членами Совета Безопасности. К ним остается только добавить еще какое-нибудь африканское государство.

Бессилие

Если все эти предложения будут приняты, что, впрочем, не произойдет, СБ ООН будет состоять из десяти постоянных членов с правом вето и пяти непостоянных членов, которые будут сменяться каждые два года. Как такая большая и разношерстная компания может быть хоть в какой-то степени дееспособной, совершенно неясно. Уже сейчас ООН не способна играть важную роль в устранении серьезных кризисов. В Конго продолжается гражданская война, и гибнут люди. Совет Безопасности не хочет продемонстрировать силу в отношение режима в Судане, в связи с драмой в провинции Дарфур. Северная Корея и Иран создают свое ядерное оружие. ООН пассивна. Ее влияние на конфликт между Израилем и палестинцами равно нулю.

Отсутствие понимания

Тем временем позиция Германии почти не пользуется пониманием в Европе. Министр иностранных дел Фишер ссылается на то, что его страна, после Соединенных Штатов и Японии, платит самые большие взносы в бюджет ООН - в три раза больше, чем взносы двух постоянных членов СБ, России и Китая, вместе взятых. Это, конечно, заслуживает похвалы, но в дискуссии о возможном расширении Совета Безопаности едва ли является веским аргументом. Ибо в этом вопросе речь идет, прежде всего, о стремлении приобрести политическое влияние.

Что, собственно говоря, хочет Германия красно-зеленой коалиции Шредера и Фишера? От Конрада Аденауэра до Гельмута Коля Федеративная Республика была тесно связана с Соединенными Штатами. В связи с воспоминаниями об отвратительной роли во второй мировой войне, Западная Германия вела себя сдержанно на международной арене. Сменявшие друг друга правительства постепенно заслужили доверие, равняясь в своей внешней политике на НАТО и Европейский союз. Но при Шредере Германия отдаляет от себя как американцев, так и европейских партнеров.

Отдаление

Отдаление от Соединенных Штатов произошло, когда федеральный канцлер, в значительно степени из партийно-политических и предвыборных соображений, радикально дистанцировался от американской политики по отношению к Ираку. Немцы ни при каких обстоятельствах не намерены оказывать военную помощь в ликвидации иракского кризиса. Таким образом были частично выброшены за борт традиции атлантизма. Затем от Парижа до Варшавы и от Лондона до Рима возникло раздражение, когда немецкое правительство заявило о намерении требовать для Германии место постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Куда делись европейские традции во внешней политике Германии?

Некоторые эксперты вспоминают в этой связи время Отто фон Бисмарка (1815 - 1898), когда Германия хотела быть 'честным маклером'. Из страха перед тогдашним соперником Францией Бисмарк наладил хорошие отношения с Россией. На Венском конгрессе 1878 года он занял позицию между, с одной стороны, Англией и Австро-Венгрией и, с другой, русскими.

Стремится ли Шредер аналогичным образом играть свою собственную роль между Вашингтоном и Москвой? Во всяком случае, по отношению к Путину немецкий канцлер примечательно любезен: ни слова критики о размывании демократических свобод в России или о подавлении Чечни. Одновременно Шредер постоянно демонстрирует, насколько он независим по отношению к Джорджу Бушу.

От случая к случаю

Однако уже сейчас можно констатировать, что такая политика дает отрицательные результаты. Германия Бисмарка в тогдашней Европе была значительно сильнее, чем Федеративная Республика в сегодняшнем мире. Кроме того, Берлин так сильно зависит как от Соединенных Штатов, так и от Европейского союза, что руки Шредера изначально связаны. Естественно, в Берлине все это тоже хорошо знают. Почему же тогда это злополучное маневрирование? - Может быть, потому что это правительство не имеет логичной внешнеполитической стратегии и действует преимущественно от случая к случаю.