2 октября в североосетинском селе Майское, в десяти километрах восточнее от Беслана, едва рассвело, как перед домом ингуша Яхи Хамхоева остановились четыре человека в форменной одежде. Они пригласили сына Яхи Магомеда сесть в машину и привезли его в близлежащий лес. Там люди в форме, очевидно, осетинские или русские милиционеры или же офицеры спецслужбы, Магомеда избили и пригрозили его застрелить. Он должен был подписать признание об участии в террористических актах чеченских и ингушских боевиков. Когда тот отказался сделать это, офицеры продолжили избиение молодого ингуша и, наконец, выбросили его полумертвого из машины. Перед этим офицер сказал Магомеду, что его взяли из-за 'событий в Беслане'. 'Я еще не свел счеты с вами, ингушами', - добавил он.
Акт мести или война?
Это касается не только данного случая похищения, зарегистрированного правозащитной организацией 'Мемориал'. На Кавказе со времени кровавой драмы в Беслане разгорается старая ненависть между осетинами и ингушами, и многие опасаются актов мести или даже войны между враждующими народами. Тем более, что среди террористов, захвативших заложников в Беслане, были ингуши. 16 сентября ответственность за события в Беслане взял на себя чеченский полевой командир Шамиль Басаев: мол, стояла цель добиться окончания чеченской войны и вывода российских войск. Среди 33 террористов, которых он лично готовил, были, по его словам, наряду с 14 чеченцами три русских, один татарин, один кабардинец, один гуран (народность, проживающая вблизи озера Байкал), два араба, два осетина и девять ингушей. В том числе, как говорят следователи, Владимир Ходов (Wladimir Chodow) из североосетинского села Эльхотово. Его мать Александра была вынуждена в начале октября уехать по решению соседей из деревни, - возможно, навсегда.
Кровная месть на Кавказе в годы русского господства официально, разумеется, запрещена уже не одно десятилетие, но неофициально она продолжает иметь место. По ее правилам ответственность за преступление родственника несут все члены семьи. В качестве главаря, которого остальные террористы в школе номер 1 называли 'полковником', Генеральная прокуратура идентифицировала на основе отпечатков пальцев Руслана Хучбарова (Ruslan Chutchbarow), сына чеченки и ингуша. Уже идентифицированы в качестве возможных террористов, захвативших заложников, по меньшей мере, еще четыре ингуша. Ингуши поэтому опасаются, что живущие по соседству осетины будут им мстить. Президент Владимир Путин, конечно, распорядился день спустя после завершения драмы с заложниками закрыть внутренние границы между Северной Осетией и Ингушетией и другими соседними республиками. Однако из Беслана в Ингушетию ведут тайные тропы.
Мести осетин боятся не только семьи опознанных террористов. В Осетии проживают, по меньшей мере, 17000 ингушей. 8 сентября демонстранты в североосетинской столице Владикавказ потребовали выслать в трехдневный срок всех проживающих в республике ингушей. Уже 4 сентября, через день после кровавого финала захвата заложников в Беслане, молодые осетины из села Октябрьское отправились к своим соседям в село Карца, где проживают преимущественно ингуши, с тем, чтобы отомстить им. Своевременно проинформированная милиция заблокировала им путь. И опасность совершения актов мести сильно возрастает по истечении сорокадневного траура.
То, что предпочтительной целью для актов мести могут стать ингуши, объясняется также тем, что вражда между ингушами и осетинами имеет глубокие корни. То, что она пустила корни и в 21 веке, заслуга советского диктатора Иосифа Сталина. Сталин, депортировав в 1944 году ингушей и чеченцев в Казахстан, установил новые границы на Кавказе и передал населенный ингушами Пригородный район осетинам. В 1957 году при преемнике Сталина Никите Хрущеве чеченцам и ингушам разрешили вернуться. Но Пригородный район остался осетинским.
'Кто убьет десятерых'
В 1992 году, после распада Советского Союза, ингуши хотели вернуть себе район силой. За семь дней боев погибли более 1000 человек, в том числе и в Беслане. Столько же было похищено, еще больше ранено. Большинство жертв были, разумеется, ингуши. В других районах России вряд ли еще кто-то помнит об этом эпизоде гражданской войны, но вот для ингушей и осетин он в высшей степени актуален.
'Перед тем, как в 1992 году началась война, я слышал в Ингушетии, как ярые поборники призывали на одной демонстрации молодых парней вернуть Пригородный район. С боевым кличем: тот, кто убьет десять осетин, - герой', - вспоминает Руслан Тебиев. 3 сентября в школе номер 1 погибли жена Руслана Фатима, его зять Руслан и мать последнего Фариза. 'С этого дня чеченцы и ингуши для меня больше не люди. Теперь я буду так воспитывать своих детей, как тогда ингуши: кто убьет десять чеченцев или ингушей, - герой', - говорит с горечью Тебиев. Руслан Тебиев, худое лицо которого с умными светло-зелеными глазами обрамляют седые волосы, в Беслане авторитетный человек: не одно десятилетие он возглавляет большую мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники.
Во время разговора на его кухне Тебиев борется со своими чувствами: 'Верно, что акты мести или даже новая война принесут только новые бесчисленные, безвинные жертвы, - говорит он. Затем снова прорывается гнев. - Как может мужчина, потерявший своих детей, или, как я, жену не чувствовать ненависти'?
Когда в прошлый вторник, на сороковой день после погребения своей жены, Тебиев приглашает на поминки, приходят самые авторитетные члены семьи. 'Мы старики будем призывать к примирению, - говорит один из них, долгое время бывший депутатом парламента Северной Осетии, - но мужчина, потерявший семью и оставшийся дома в одиночестве, может потерять рассудок. Кто знает, что он будет делать? Даже нацисты давали нашим детям шоколад и не сжигали их и не стреляли им в спину'.