Визит Джанфранко Фини в Москву - важный пункт дипломатического календаря, следуя которому, он побывал в Каире, Нью-Йорке и Ханой. Это новая и важная международная роль, которую берет на себя заместитель председателя Совета Министров после того, что он сделал на конференции по составлению проекта Конституции Европейского Союза. Фини продолжает личную дипломатию Берлускони, в полном согласии с Министерством иностранных дел, подтверждая динамику нашей внешней политики в специфической международной ситуации, которая характеризуется, в частности, войной с терроризмом.
В Москве Фини был оказан прием, который намного превзошел дружеский протокол двух стран. Речь идет и о большом взаимном личном уважении. Путин продемонстрировал вице-премьеру - кроме всего прочего, и приемом его на даче в Ново-Огарево и беседой, продолжавшейся полтора часа, отчасти в присутствии свидетелей и журналистов - свое особое отношение. Закрепив, также и личной симпатией, то, что в каком-то смысле стало встречей исторического значения. Этот визит подтверждает и подчеркивает выбор, который нынешнее правительство сделало в самом начале своего существования: постсоветская Россия является привилегированным партнером для Италии, и ее международная роль должна быть признана и уважаема.
С этой точки зрения, Москва, преодолев длинную и мучительную фазу 'уничижения' после распада СССР, стала значительным и незаменимым элементом мирового равновесия. Она больше не несет революции (или разрушения) под знаком коммунизма. Не представляет военной угрозы ни для одной страны. Не поддерживает экспансионистских альянсов. Она больше не разжигает партизанские революционные движения и местные конфликты. Напротив, новая Россия сегодня - великая страна, последняя европейская 'империя' - кавычки здесь неслучайны, - которая совершает гигантское усилие по демократическому, структурному, экономическому, политическому и государственному обновлению, для того, чтобы освободиться от тяжкого советского наследия.
Когда Фини выражает поддержку итальянского правительства последних реформам, проведенным Путиным (изменение избирательной системы, и реформы, касающейся губернаторов) после трагедии в Беслане, и когда последний заверяет, что они будут полностью диктоваться конституцией, это четкий и сильный знак. Который он выражает, когда подчеркивает, что 'еще существует некоторое предвзятое отношение к России'. Как в Италии, так и на Западе. С итальянской стороны есть понимание огромных трудностей, с которыми пришлось столкнуться Путину, и которые умножены разросшейся угрозой терроризма. Также, как есть и убеждение в центральном положении, которое занимает Россия в противостоянии новой угрозе и вопросах мирового равновесия на мировой арене. Как и в вопросе о распространения ядерного оружия.
Путин - в этом суть проблемы - должен свести счеты с тоталитарным наследием СССР и поэтому подозревается в авторитарных наклонностях. Лениво применить наши политические и конституционные параметры к сложной российской действительности - чья территория площадью более миллиона квадратных километров простирается от Европы до Азии, от Балтики до севера Тихого океана - означает отвернуться от реальности. Задача и забота Путина - избежать внутреннего взрыва России, как произошло с СССР. С бесконечно более катастрофическими последствиями для мира во всем мире и, тем более, - для заинтересованных народов, чем те, которые спровоцировал распад советского государства, который произошел под контролем, с сохранением центрального, а именно российского ядра, и процессом отделения от него Украины, Белоруссии и Казахстана.
Партия, которая разыгрывается в Чечне, касается не только больших нефтяных интересов в кавказском регионе, но и самого единства Федерации при таком центробежном движении. Трагедия, произошедшая в Беслане, которая по праву может считаться российским 11 сентября, дает понять устрашающие масштабы террористической атаки, целью которой стала Россия, и безжалостности ее главных героев, которые подчиняются этой нечеловеческой стратегии. Конечно, существует чеченская проблема, и от демократичной России ожидается компромиссное решение, но ситуация стала политически неразрешимой с того момента, как исламский терроризм избрал этот регион и Кавказ в целом одним из своих основных фронтов.
Таким образом, Россия оказывается в первых рядах борьбы с терроризмом. В первых рядах, в том числе, и территориально, ввиду того, что ее география помещает страну в зону, где зреет исламский экстремизм. Внутри ее, более 10 процентов от 145 миллионов граждан, то есть 14 миллионов жителей - мусульмане. Эта страна имеет огромную стратегическую важность. Из-за ее геополитического расположения, из-за бесконечной границы с Китаем, который находится сейчас на пике роста своей мощи. Из-за ее сырьевого богатства, особенно газа и нефти. С 9,33 миллионами баррелей в день Россия оспаривает мировое первенство Саудовской Аравии. Задачей Путина, которую он подтвердил Фини, является сбалансированное развитие экономики, учитывая, что сегодня нефть покрывает 25 процентов государственного бюджета. В этом контексте должна рассматриваться нынешняя борьба Кремля с 'энергетическими царями' за реформу системы.
Италию и, следовательно, Европу и Запад интересует политически стабильная Россия, сплоченная в своих 89 государственных реалиях, с крепкими демократическими институтами. Через 13 лет после распада СССР были сделаны большие шаги в этом направлении. Почти целый век коммунизма нельзя быстро и легко зачеркнуть. Поэтому необходимо помочь Путину, как это делает Италия, благодаря также особым отношениям, установленным Берлускони (который в ноябре будет в Москве) и подтвержденным Фини. Нужно как можно сильнее скрепить Россию с Европой и Западом, понимая и уважая стратегические интересы обновленной и мощной, но больше не гегемонистской, державы, которая пытается вновь занять свое место в мире.
Партнерство с НАТО, скрепленное в Пратика дель Маре благодаря усилиям нашей дипломатии, двигается в этом направлении и входит в более широкий контекст двусторонних отношений, которые дают право заявить Путину и Фини, что между Россией и Италией - нечто гораздо большее, чем просто дружба.