Номер за 26 октября 2004 года. Сегодня в мире есть две группы стран, которые просто не согласны с американским видением мирового порядка.
Пролог к всемирному правительству
По мнению некоторых, если бы Соединенные Штаты подчинили свою силу международным институтам, наша планета прочно встала бы на путь к перманентному миру.
Одна из этих групп доводит идеи гармоничной конвергенции до крайности.
Эти страны хотят, чтобы международная система быстро развивалась в направлении чисто правовой и административной основы, в которой американская сила - как и сила всех стран - будет сдерживаться и ограничиваться суверенными международными институтами.
На протяжении большей части 20-го века люди с прогрессивным воображением считали, что мировая политика возникает из хаотичного, адского соперничества великих держав. В соответствии с этим видением, политика настойчиво стремится к воображаемому будущему раю, где чистая сила будет прочно подчинена праву.
В этом процессе всемирное правительство положило бы конец войнам. В сегодняшней мировой политике "Партию Рая" нередко представляют такие страны, как Германия и Канада.
"Партия Рая"
"Партия Рая в основном требует, чтобы Соединенные Штаты вставали на путь военных действий только с одобрения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Эти страны считают, что рай нам доступен - если только мы постараемся до него дотянуться. Главным предварительным условием является подчинение Соединенных Штатов власти международных институтов. Как только это случится, наша планета прочно встанет на путь к перманентному миру.
"Партия Рая" стремится развивать сеть международных институтов, чтобы те взяли на себя решение все большего числа вопросов. Для этих стран международные институты - это будущее всемирное правительство, и они не хотят, чтобы ожидание его появления было долгим.
"Партия Ада"
Страны "Партии Ада" тратят массу времени на поиски путей изоляции Соединенных Штатов, создания трудностей и подрыва мировой системы и вообще создания неприятностей для американских политиков.
В другую группу входят страны вроде России и Франции. Эти страны по-прежнему мыслят категориями традиционной силовой политики - и они в общем случае верят, что американскую силу следует сдерживать.
Они - реалисты во внешней политике и в общем случае не готовы мириться с мечтателями-идеалистами и с их фантазиями в отношении профессионального беспристрастного всемирного правительства.
Дипломаты этих стран чаще всего закатывают глаза и пододвигаются ближе к выходу, когда честные канадцы берут их за лацкан и пытаются лоббировать за более жесткие глобальные правила против жестокого обращения с животными. И они считают, что международные отношения, в конечном итоге, всегда будут вращаться вокруг силы.
Их можно назвать "Партией Ада" с точки зрения тех, кто желает эффективных и могущественных международных институтов. Но Рай и Ад могут иногда соглашаться друг с другом - обыкновенно в вопросе важности международных институтов для ограничения американской мощи.
Ностальгия по многополярному миру
С точки зрения США, трудно сказать, кто больше раздражает - сторонники Рая или те, кто принадлежит к другому месту. Россия, Франция и другие старомодные державы хотели бы разрушить гегемонию США - какой бы либеральной она ни стала. Они предпочитают, чтобы мировая система вернулась к прежним анархическим привычкам многополярного соперничества.
Эти страны, преследующие собственные национальные интересы и сопротивляющиеся накоплению Соединенными Штатами дополнительной силы, тратят массу времени на поиски путей изоляции Соединенных Штатов, создания трудностей и подрыва мировой системы и вообще создания неприятностей для американских политиков.
"Ограничение гегемонии"
С американской точки зрения, однако, "Партия Рая" может быть столь же разочаровывающей. Вашингтон считает, что укрепление могущества американской нации является наилучшим путем укрепления мирной международной системы США, которая представляет собой максимальное приближение к райской планете Земля, какое только возможно в обозримом будущем.
Когда немцы или канадцы читают американцам нотации по поводу нежелания Вашингтона отдать больше власти многосторонним институтам, американские политики могут себя чувствовать как водитель кареты "скорой помощи", спешащий к месту происшествия - но такой, которого останавливает назойливый полицейский и начинает читать лекцию за превышение скорости.
Жертвы, быть может, умирают, но полицейский все еще не закончил читать лекцию - и "скорая помощь" не может ехать дальше, пока водитель не услышит каждое слово из этой речи.
Поддержка международных институтов
Но Рай и Ад могут иногда соглашаться друг с другом - обыкновенно в вопросе важности международных институтов для ограничения американской мощи
Две партии объединяют свои усилия слишком часто для того, чтобы Вашингтон чувствовал себя комфортно. "Партия Ада", со своей стороны, цинично смотрит на способность международных институтов управлять конфликтами реальной жизни. В то же время члены этой партии не имеют намерения набожно уважать международные системы, когда те будут созданы.
Но они полагают, что создание международных институтов может ослабить и стреножить Соединенные Штаты - или что, если Америка выступит против расширения и совершенствования этих институтов, она утратит свое влияние и друзей, поскольку ее гегемония будет казаться менее либеральной и притягательной.
Коалиции против Соединенных Штатов
"Партия Рая" между тем считает, что эти институты, если их укрепить, способны заменить собой старомодную внешнюю политику. И эта партия противится попыткам США сохранить свободу действий.
Если Соединенные Штаты пытаются путем переговоров достичь компромисса, скажем, в вопросе устава для Международного уголовного суда, с тем чтобы защитить американских должностных лиц и военнослужащих от злоупотребления судебных властей, "Партия Рая" начинает возмущаться. Она станет утверждать, что Соединенные Штаты "ослабляют" и "разжижают" важные институты. "Партия Ада" присоединяется, причем радостно и лицемерно.
Для Соединенных Штатов дело нередко кончается тем, что они попадают под губительный перекрестный огонь сил тьмы и армий света.
Две партии, одна идея
Понятно, что у двух этих партий имеется диаметрально противоположное видение мира, и что они вместе никогда не сумеют разработать конструктивную альтернативу американскому проекту. Но они могут соглашаться - и нередко это делают - на формирование чисто негативной коалиции, чтобы блокировать или, по меньшей мере, создать трудности Соединенным Штатам.
По правде говоря, ни одна из этих партий не имеет очень логичной позиции. "Партия Рая", по сути, требует, чтобы Соединенные Штаты становились на путь военных действий только с одобрения Совета Безопасности.
Проблемы с Советом Безопасности
Поскольку Франция, Россия и Китай имеют в Совете Безопасности право вето, эта позиция означает, что недемократическая страна вроде Китая или страна вроде России, верящая в старомодную политику силы, способна блокировать действия, которые угрожают ее интересам.
Для Соединенных Штатов дело нередко кончается тем, что они попадают под губительный перекрестный огонь сил тьмы и армий света.
В конечном счете, позиция "Партии Рая" означает, что всем командует "Партия Ада". Совет Безопасности, в котором Германия, Канада, Дания, Швеция и Ватикан имеют постоянное право вето, мог бы, по логике вещей, заручиться поддержкой "Партии Рая".
Но в своем нынешнем составе Совет Безопасности выступает за перманентное право вето в собственных интересах в ущерб принципам, за национальные интересы в ущерб общей цели человеческой расы.
Грязная силовая политика
Другая партия столь же непоследовательна. Россия и Франция могут утверждать - что они и делают - что у них есть законное право использовать все имеющиеся инструменты для защиты своих национальных интересов от опасной и возрастающей мощи Соединенных Штатов.
Что ж, это достаточно справедливо, и история и здравый смысл на их стороне. Однако если игра идет по правилам "грязной силовой политики", а не высоконравственного международного права, то Соединенные Штаты тоже имеют право в ней участвовать.
Ограничить другую сторону
Если такие страны, как Франция и Россия, имеют право выступать против Соединенных Штатов и ограничивать их силу, то Соединенные Штаты равным образом имеют право использовать свою силу и влияние для сокращения силы своих соперников.
В старом мире силовой политики силу может сдерживать только другая сила, а не прекрасные слова и бумажные договоры. Если Россия и Франция правы в отношении того, как работает мировой механизм, тогда Соединенные Штаты имеют право - и даже должны - время от времени игнорировать Совет Безопасности.