Когда президента России Владимира Путина спросили, какое влияние Москва оказывает на украинские выборы, его ответ был кратким и точным: мол, именно для России всегда было опасным, поддерживать политические силы на Украине. Так ответил Путин, выступая в прямом эфире по украинскому телевидению. Поскольку, дескать, от этого могут выгадать как раз те партии, которых, собственно видеть во власти нежелательно. Если следовать этой логике, то Путин, видимо, желает успеха украинскому реформатору Виктору Ющенко, так как поддерживает Путин в настоящее время по возможности конкурента Ющенко Виктора Януковича, отправившись с помпезным государственным визитом на Украину за несколько дней до президентских выборов. Однако то, чтобы именно Ющенко терпели в Москве, вещь практически невообразимая.
Визит Путина показывает в большей степени то, насколько важным является вопрос о преемнике Леонида Кучмы. Дело в том, что если выборы на Украине даже и проходят в тени голосования в США, то решается на Днепре ни много, ни мало вопрос о будущем геополитическом курсе страны. У украинцев при этом есть четкая альтернатива: если они хотят снова в объятия России, то изберут Януковича. Если же считают правильной ориентацию на Запад, тогда должны избрать президентом Ющенко.
Многонаселенная Украина является ключевым государством для всего Содружества независимых государств (СНГ) или того, что от него осталось. Дело в том, что если Киев снова еще больше сблизится в политическом плане с Москвой, то будет открыт путь для восстановления постсоветского пространства. Кстати, под знаком, который может не понравиться Западу. После того, как Россия отложила свой европейский проект и сконцентрировалась на своих собственных интересах, в ее лице и в лице Белоруссии, Украины и среднеазиатских государств возникает относительно однородная зона, преследующая одинаковые интересы. Интересы, базирующиеся на принципе сильного государства, при реализации которого ведется геополитика с использованием таких инструментов, как нефть и газ. При этом западная модель демократии находит там пока лишь незначительный отзвук.
В том, что такое в известной мере происходит уже на Украине, есть вина и Запада. Поскольку тот, например, во время саммита НАТО в начале лета в Стамбуле отнесся к вопросу будущего членства Украины холодно. И это притом, что Украина, не являясь членом НАТО, направила значительный войсковой контингент в Ирак. То, что после этого военная доктрина Киева стала более дружелюбной по отношению к России, вызвало среди многих украинцев даже понимание.
У ЕС тоже были постоянные трудности с аграрной страной, поделенной на традиционный Восток и более либеральный Запад. В бытность правления Леонида Кучмы закрывали средства массовой информации, исчезали журналисты, проявлялось постоянное неуважение к парламенту. Всего несколько недель назад депутаты были вынуждены голосовать по вопросу о внесении изменений в конституцию с тем, чтобы открыть возможность Кучме для переизбрания. Идея чуть было не нашла поддержку. В той мере, в какой либерально настроенные граждане понимают характер этого процесса, в той же степени на Украине помнят о том, что именно президент Еврокомиссии Романо Проди (Romano Prodi) был тем человеком, который в начале года практически навечно отказал стране во вступлении в ЕС. В Киеве - и это вне зависимости от политических пристрастий - восприняли это замечание как высокомерное, нечестное и провокационное.
Предвыборную борьбу для реформатора Ющенко это легче не сделало. Поскольку бывший глава Центрального банка и без того подвергается обвинениям, что, мол, он действует в интересах Запада и, прежде всего, США. Вашингтон после избрания президентом Грузии Михаила Саакашвили, адвоката, получившего образование в США, смог бы теперь с помощью Ющенко создать на Украине очередной плацдарм в Восточной Европе. На многих украинцев такая риторика производит воздействие и заставляет их бросаться в объятия Москвы. Происходит это, прежде всего, тогда, когда за словами Запада не следуют дела: достаточно вспомнить НАТО и ЕС.
Но идти против сильного ветра Ющенко приходится и по причине чисто прагматичного свойства. Дело в том, что уходящему Леониду Кучме нужен срочно преемник, который обеспечил бы ему, как Путин Борису Ельцину, пожизненный иммунитет. Кстати, Кучма должен считаться с тем, что ему придется отвечать перед судом за многочисленные нарушения прав человека в период его правления.