Американская версия грязной кампании кажется детским лепетом по сравнению с предвыборной агитацией в Украине, самой важной стране Европы, которой нет ни на одной геополитической карте. Вместо выступлений ветеранов флота (имеется в виду кампания ветеранов, служивших вместе с Керри, против его избрания президентом - Прим. пер.) и рекламы в стиле 'Уилли Хортона' (Willie Horton, осужденный убийца, был отпущен из тюрьмы на выходные губернатором Массачусетса и, сбежав, совершил еще несколько преступлений. Этот эпизод соперники губернатора использовали против него на президентских выборах - Прим. пер.) здесь предлагают фиктивные закидывания яйцами, серьезное пищевое отравление кандидата от оппозиции и серию весьма своевременных автокатастроф.
Тем не менее, злорадство неуместно. Президентские выборы 31 октября в стране, по размеру примерно в два раза превосходящей штат Нью-Мексико и расположенной в исторической буферной зоне между Польшей и Россией, вполне могут стать ключевым событием для определения будущего соотношения сил в Европе и давних имперских замашек России. Кроме того, они определят судьбу 50 миллионов жителей Украины и демократии в спящем европейском гиганте.
Но остальную Европу вовсе не радует перспектива нового бедного друга на удаленных границах, даже если это ключевой маршрут транзита российских нефти и газа, благодаря чему на всем континенте зажигается свет. Занятые Ираком США тоже игнорируют Украину.
Не так давно это была житница Советского Союза, на нее приходилось более четверти всей сельскохозяйственной продукции, производимой в 'империи зла'. Однако праздник для нее, как и для остальных советских республик, закончился, когда серп и молот потеряли былой блеск. Несмотря на недавний период быстрого роста, включая ожидаемый скачок на 12% в этом году, ВВП Украины остается мизерным и составляет меньше одной трети ежегодной прибыли General Motors. С точки зрения ВВП на душу населения, Украина находится где-то на уровне Гондураса.
Все казалось гораздо более многообещающим в 1994 году, когда Украина стала первым постсоветским государством, осуществившим мирную передачу президентской власти. Но правительство заканчивающего свой второй срок Леонида Кучмы сослужило стране дурную услугу, скатившись до коррупции и некомпетентности уровня стран третьего мира и полностью игнорируя важнейшие национальные интересы. Карусель премьер-министров подорвала веру общества в администрацию президента, а политиканство стало более важным, чем управление страной. Организация Transparency International в рейтинге коррумпированности поставила Украину на 122 место среди 145 стран, приравняв ее таким образом к Судану. Одним из кризисов режима Кучмы стало обнародование записи, на которой голос, сильно похожий на президентский, рассуждал, используя непристойные ругательства, способы избавиться от одного назойливого журналиста. Украинскому лидеру пришлось выдержать несколько дней громких массовых протестов после того, как было обнаружено изуродованное тело того самого журналиста. Нет необходимости говорить, что убийцу до сих пор не нашли.
Политика и большой бизнес в Украине практически срослись, соперничающие между собой кланы олигархи борются за власть в парламенте страны. Кучма смог удержаться у власти, несмотря на рейтинг популярности в районе 5%, натравливая бизнесменов друг на друга и позволяя им обогащаться, приобретая дорогие государственные активы. Поддерживающие Кучму силы объединены страхом потерять нечестно нажитое, если выбранный президентом преемник, премьер-министр Виктор Янукович, проиграет выборы.
Главный кандидат от оппозиции Виктор Ющенко - бывший премьер-министр, ставший редким проблеском надежды за время режима Кучмы. Ющенко, добившийся признания своими программами экономических реформ, был отправлен в отставку за поддержку не тех олигархов. Он построил значительную базу поддержки, взывая к различным группам интересов, общее у которых только то, что они не у власти, и обещая сделать Украину более демократичным государством и покончить с блатом и коррупцией.
Кучма и его олигархи постарались, чтобы украинские (в основном государственные) телеканалы уделали Януковичу почти все эфирное время. Вся мощь 'административного ресурса', т.е. того, что должно быть аполитичными правительственными структурами, используется в предвыборной кампании, чтобы, к примеру, влиять на СМИ, посоветовать госслужащим и военным, как им следует голосовать, и пересмотреть политику для завоевания популярности. Почти три четверти пенсионеров страны в октябре получат небольшую прибавку - подарок правительства. В мае представитель фонда Карнеги Андерс Аслунд (Andres Aslund) предположил, что расходы на украинские выборы составят около 200-300 млн. долларов (значительная часть суммы предоставлена российскими компаниями, работающими в Украине). Цифра может показаться не слишком большой, ведь она сравнима со стоимостью кампании Джорджа Буша (George W. Bush), но она огромна для страны, чей текущий бюджет составляет 10 млрд. долларов.
Несколько лет Кучма робко пытался увеличить интеграцию страны с Западом, но в последние месяцы, очевидно, устав от того, что его игнорируют, он, похоже, сдался и начал сближение с Россией. Стремясь сохранить остатки быстро распадающейся бывшей империи - особенно после вступления стран Центральной Европы и Прибалтики в Евросоюз 1 мая 2004 года - и предотвратить медленное расширение НАТО на восток, Россия вложила огромные усилия в Януковича, а не в прозападно настроенного Ющенко. В стране, где Россия главенствовала на протяжении 70 лет коммунизма, и где 17% населения - русские, к мнению 'старшего брата' прислушиваются.
И вот президент России Владимир Путин заигрывает с Кучмой и его премьером, приглашая их на свой день рождения, празднующийся в якобы тесном кругу на московской даче, и часто появляется в Киеве. На этой неделе он отвечал на вопросы украинцев в прямом эфире на украинском телевидении. В центре Москвы красуются плакаты в поддержку Януковича, а помогать ему дома Путин отрядил кремлевских политтехнологов.
Кучма, а с ним и Янукович, играют так жестко, что рядом с ними Карл Роув (Karl Rove, главный пиарщик Буша, известный искушенностью в грязных политтехнологиях - Прим. пер.) покажется любителем. За последние несколько лет неудобные политические оппоненты Кучмы, например, глава агентства по экспорту вооружений, известный депутат, заместитель главы Центробанка и полдюжины других, погибли в подозрительных автокатастрофах. Недавно, в начале сентября, Ющенко попал в больницу с серьезным пищевым отравлением (якобы после обеда с главой украинской службы безопасности). Вернувшись после двухнедельного лечения в австрийской клинике, Ющенко заявил, что власти пытались его убить.
Несколько дней спустя клиника опубликовала заявление, в котором отрицалось, что Ющенко был отравлен, что вызвало предсказуемое массовое осуждение кандидата и требования прекратить предвыборную борьбу. Однако неделю спустя выяснилось, что заявление было подделкой, распространенной, очевидно, поддерживающими Януковича силами.
Тем временем лагерь премьера, похоже, решил отвлечь внимание от Ющенко, и тоже стал жертвой покушения, которое, однако, могло быть делом их же рук. Во время предвыборной поездки Янукович получил удар по голове 'тяжелым тупым предметом', как позже выразились члены его команды. Схватившись, как ни странно, за грудь (судя по репортажам СМИ), Янукович упал на руки помощников и был доставлен в местную больницу. Однако видеозапись показала, что смертельным орудием было яйцо, а потому заявления о покушении кажутся по меньшей мере преувеличенными.
Если забыть о политических играх, что ждет Украину в будущем? Учитывая имеющиеся у Януковича преимущества - контроль над СМИ, массовые расходы государства и попытки задушить оппонентов, - становится ясно, что украинские выборы будут далеко не честными или свободными. Вопрос - как это часто бывает в бывших советских республиках - в том, насколько будут фальсифицированы выборы, и насколько громкие протесты за ними последуют.
Известный лидер оппозиции Юлия Тимошенко предупредила, что Украина может последовать по пути Грузии, где в прошлом году после фальсифицированных выборов президент был свергнут народным переворотом. Западные правительства и неправительственные организации, как и можно было ожидать повысили тональность своих заявлений, предупредив, что выборы станут важным испытанием для будущего украинской демократии. Однако, отправив 1600 украинских военнослужащих в Ирак, Кучма в некоторой степени застраховал себя от слишком громкого неодобрения фальсификации выборов, по крайней мере со стороны США.
На самом деле, для Украины мало что изменится независимо от того, кто победит 31 октября или, если ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов, во втором туре 21 ноября. Поскольку страна получает основную часть энергоносителей от России, Москва всегда будет центральной темой ее внешней политики. Точно также, хотя ЕС и не был чересчур любезен, Украина вряд ли может позволить себе отвернуться от крупнейшего торгового союза в мире, и будущий президент страны продолжит балансировать между матушкой-Россией и Европой. Ход реформ будет или медленным при Ющенко, поскольку ему придется идти на такое количество компромиссов, особенно в отношении своих националистически настроенных союзников, что он не сможет быть очень эффективным, или очень медленным при Януковиче, который, скорее всего, останется под пятой негласных лидеров страны. А демократия останется по большому счету чуждым понятием, особенно учитывая все более авторитарную Россию (не говоря уже о международном изгое Белоруссии) прямо на украинской границе.
Реальным переменам в Украине и на всем постсоветском пространстве придется, вероятно подождать ухода поколения, унаследовавшего советские привычки. А пока это будет все тот же борщ.