'Мой сын писал письма в АО ТП. Сразу же после первого счета просил, чтобы телефон заблокировали. Мы простые люди и не разбираемся во всех этих юридических уловках', - вспоминает мать Дариуша Бжозока.
Дариуш Бжозок долгое время был честным клиентом АО ТП. Каждый месяц систематически платил счета, не превышающие 100 злотых в месяц (около 30 долларов США - прим. переводчика). Все изменилось в начале 2000 года, когда он получил счет-фактуру за телефон на общую сумму 88 тысяч злотых (около 27 тысяч долларов США - прим. переводчика) . Подробные распечатки телефонных переговоров показывают, что в этот период с номера Дариуша совершались звонки на платный номер 0-700, а также на номера, куда обычно звонил Дариуш. Мужчина считал, что пал жертвой телефонных аферистов. АО ТП исключила такую возможность и подала дело в суд. Дариуш Бжозок в свою очередь уведомил прокуратуру, что кто-то крадет его телефонные сигналы. Дело в прокуратуре было прекращено 31 мая сего года. 17 июня Дариуш Бжозок совершил самоубийство. - В связи со смертью ответчика дело в суде приостанавливается, - говорит судья Кшиштоф Завала, представитель Окружного суда г. Катовице. - Дело может продолжиться, когда правовой преемник ответчика явится добровольно в суд.
Единственным правовым преемником Дариуша может быть его мать, и сейчас именно ее могут обязать выплатить долг сына. 'Только что умер мой муж, отчим Дарека, - рассказывает Алиция Поциц. - У него был инфаркт, он не выдержал этого'.
Бардак в распределительной коробке
В январе 2000 года один из монтеров АО ТП поменял инсталляцию в квартире Бжозока. После чего абонент стал получать высокие счета. Бжозок написал рекламацию. - Мы все очень тщательно проверили, - заверяет шеф пресс-бюро АО ТП г. Катовице, Збигнев Дрохобыцки. - Всякого рода нелегальные подсоединения к чужому телефону оставляют следы. Таковых обнаружено не было. Бжозок мог опротестовать результаты рекламации. В этом случае дело изучили бы очередные техники. Бжозок этого не сделал и сначала попросил, чтобы ему предоставили возможность оплатить задолженность по частям. Потом он отказался от этой идеи.
Мать Дариуша говорит, что сын после получения счетов был в шоке. 'Писал письма АО ТП. Уже после первого счета просил, чтобы телефон заблокировали. Мы простые люди и не разбираемся во всех этих юридических уловках', - в разговоре с нами женщина не в состоянии удержаться от слез. Тем временем оказалось, что о смене инсталляции в квартире пострадавшего в документах АО ТП нет ни следа. Таинственный монтер, которого между тем перевели в другой район, не сумел определить причины и сроки работы у Бжозока.
Дело Бжозока изучал эксперт. В письме, которое он отправил в суд, читаем: 'Из актов дела не следует, почему и на каком основании монтер поменял инсталляцию (в квартире Бжозока - прим. ред). Нет информации, кто об этом распорядился, и кто оплатил новое подключение телефона'. По мнению эксперта, вероятность того, что кто-то подключился к линии Бжозока или каким-то другим образом звонил за его счет, очень высокая. Суд решил подождать результатов расследования прокуратуры по поводу кражи сигнала. Та в свою очередь дело прекратила. Дело вернулось в суд. Пару дней назад должно было состояться заседание. Из-за того, что ответчика нет в живых, дело опять приостановилось.
- Вора так мы и не обнаружили. Поэтому и приняли такое решение, - говорит прокурор Эльжбета Мизерацка из Районной прокуратуру г. Катовице Центр-Запад. - Мне кажется, что решение в пользу Бжозоку. Это означает, что мы не рассматривали его как человека, который должен отвечать за кражу.
Говорили: не выиграешь
- Он просто не выдержал, - говорит мать Дариуша. - 11 июня получил письмо, что дело прекращается. Ходил и спрашивал у знакомых: 'Что делать?' Все говорили одно и то же: 'У Телекомуникациии не выиграешь, будешь платить'. Несколькими днями позже его уже не было в живых. . .
Соседки Дариуша рассказывают, что знали о его проблемах с Телекомуникацией. - Телефонная распределительная коробка находится на фасаде здания, - рассказывает одна из соседок, Халина Лятусек. - Это была просто куча всяких проводов, не защищенных от несанкционированного доступа. Лишь когда о деле Даруша стало известно, ТП поставила нормальную коробку. Раньше любой мог копаться там, сколько хотел.
Мать Дариуша может избежать ответственности в деле ТП против ее сына. Достаточно отказаться от наследства, оставленного сыном. . .
Разговор с шефом пресс-бюро АО ТП г. Катовице, Збигневом Дрохобыцким.
- Сколько было случаев, когда 'Телекомуникация Польска' вынуждена была отдать деньги своим клиентам в рамках рекламаций?
- В таких случаях деньги возвращаются редко. Невозможно назвать конкретную цифру.
- Сообщается ли клиентам о возможности блокировки звонков по телефону 0-700 и о возможности ограничения расходов, чтобы телефонные счета не превышали определенной суммы?
- В рамках инормационной политики ТП посылает такие сообщения вместе со счетами. К сожалению, по практике знаем, что наши клиенты редко читают эти буклеты, им интересен лишь счет за данный месяц. Клиенты могут также воспользоваться советами, которые даем по телефону.
Дариуш Бжозок пришел в нашу редакцию в прошлом году. Его проблему мы описывали в статье 'Рахунек з космосу' ('Счет из космоса'). Тогда мы писали:
'Я был в шоке! За февраль 2000 года получил счет на сумму 88 тысяч злотых. Почти инфаркт! Ведь это невозможно, ни один разумный человек не в состоянии наговорить на такую сумму. Ведь это космическая сумма! Я получаю всего 500 злотых пенсии по инвалидности, и мне в голову бы не пришло бы так пошутить. Проложили какие-то кабели во всей моей квартире. Мне трудно было ходить на костылях. Я все время спотыкался. Я еще раз позвал монтера, он что-то изменил и сказал, что в случае каких-либо проблем я должен звонить сразу ему, а не в Телекомуникацию. После трех лет мне уже надоело ходить по судам. Тем не менее, я знаю, что единственный шанс аннулировать задолженность - уведомить прокуратуру. Я не виновен и хочу, чтобы меня оставили в покое'.
От Збигнева Дрохобыцкого мы тогда услышали: 'Мы не предъявляем счетов необоснованно. Услуга была оказана, и кто-то должен за нее заплатить. На самом деле 88 тысяч - это гигантская сумма, но мы можем доказать, что ответственность за такой высокий счет несет клиент. Давайте подождем приговора суда'.