Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Растущее российское влияние в Средней Азии

Россия не может оставаться безучастной к меняющемуся военному и стратегическому балансу силы в своем подворье

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская Федерация всегда рассматривала Среднюю Азию как область государственного интереса в плане стратегических и экономических связей, подкрепленных историческими связями, территориальной близостью и присутствием многочисленной русской диаспоры

5 ноября 2004 года. С 1991 года Российская Федерация всегда рассматривала Среднюю Азию как область государственного интереса в плане стратегических и экономических связей, подкрепленных историческими связями, территориальной близостью и присутствием многочисленной русской диаспоры. Москва всегда остро реагирует на попытки изменить существующий геополитический статус-кво и договоренности в сфере безопасности. Региональные эксперты и ученые едины во мнении, что сочетание заинтересованности, силы и доступа делает Россию естественным выбором для осуществления влияния и обеспечения гарантий региональной безопасности Средней Азии. Важно то, что Россия предпринимает усилия с тем, чтобы устранить последствия многих лет пренебрежения, которые были вызваны ее занятостью собственными политическими и экономическими волнениями, повышая свое участие в делах этого региона.

Российские стратегические цели в Средней Азии

Утратив свой статус сверхдержавы, Россия все еще остается важным игроком в мировой политике. С учетом изменяющихся контуров региональной динамики Москвы, что обусловлено растущим американским и китайским влиянием в регионе, а также ползучим проникновением Европейского союза (ЕС) на Кавказ и в Среднюю Азию, становится очевидным, что Россия не может оставаться безучастной к меняющемуся военному и стратегическому балансу силы в своем подворье.

После недавних политических заявлений Организации Североатлантического договора (НАТО) о повышении своего участия в делах Кавказа и Средней Азии лидеры Москвы, например, Константин Косачев, влиятельный глава думского Комитета по международным делам, доказывают, что России следует использовать свое влияние в регионе для продвижения демократии и демонстрации местным правительствам, что Кремль не хочет возрождать в регионе военное и экономическое господство в советском стиле. Косачев заявил, что российское влияние на внутренние политические процессы в этих странах следует использовать для создания истинно демократических государств.

Важно подчеркнуть, что, традиционно, Россия считает этот регион стратегическим буфером против внешних угроз; соответственно, многие стратегические интересы вынуждают Россию сохранять Среднюю Азию в сфере своего влияния. Главные цели и интересы Москвы:

- содействовать превращению среднеазиатских республик в политически и экономически жизнеспособные государства, проводящие дружественную России политику;

- укреплять роль России в системе межправительственных политических и экономических связей;

- расширять и продолжать формализовать интеграцию между членами Содружества Независимых Государств (СНГ);

- обеспечивать экономические интересы России в регионе;

- обеспечивать контроль России над энергетическими ресурсами региона, в придачу к маршрутам транспортировки каспийской нефти, которые будут выгодны России;

- противодействовать угрозе религиозного экстремизма, в то же время поощряя борьбу с незаконным наркотрафиком и контрабандой оружия;

- обеспечивать экологическую безопасность Средней Азии, особенно в части касающейся природных катастроф на Аральском и Каспийском морях4

- защищать права россиян, проживающих в регионе.

Обеспечение российских экономических интересов является одной из самых важных задач политики Москвы в отношении Средней Азии. Для того чтобы защитить эти интересы, Россия продолжает прочно держать в узде государства, которые она считает самыми критическими, в частности, Казахстан. Казахстан - самая важная для России страна в регионе как в политическом, так и в экономическом планах. На территории Казахстана размещаются важные бывшие советские оборонные и промышленные объекты, включая космодром Байконур и полигон ядерного оружия.

Казахстан является вторым после России крупным добытчиком нефти в бывшем Советском Союзе. Контроль над его энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки обеспечивает России громадный рычаг стратегического и экономического влияния. Точно так же в России имеется ряд крупных предприятий, которые зависят от поставок хлопка из Узбекистана. В общем и целом, Россия и Средняя Азия в большой мере взаимозависимы в плане экономики.

Россия также имеет жизненные интересы в нефтегазовых комплексах Средней Азии. Этот регион обладает громадными резервами, что делает для Москвы важным обеспечение себе экономических преимуществ, в то же время выполняя стратегическую роль обеспечения российского господства в сфере добычи нефти и природного газа, а также их транспортировки в страны ближнего зарубежья. Кроме того, Россия стремится избежать экономической изоляции, строя новые трубопроводы через свою территорию. Деятельность российских нефтегазовых компаний на территории Средней Азии интенсифицируется в Казахстане, где уже началась борьба за контроль над экспортом нефти. Это справедливо в меньшей степени также в отношении Туркменистана и Узбекистана.

Российские политические аналитики имеют тенденцию смотреть на свою страну как на обладающую статус-кво в Средней Азии державу, которая, делая выбор между быстрым переходом к демократии и сохранением стабильности, предпочитает постепенную трансформацию. Россиянам более предпочтителен процесс постепенной трансформации, в основе которого лежит стабильность, чем попытки навязать среднеазиатским странам чуждые им демократические модели в западном стиле.

Изменение контуров российского участия

Будучи озабоченной американским и китайским влиянием, а также с учетом ее стратегических интересов в регионе, Россия последовательно наращивает свое участие в делах региона с намерением расширить, консолидировать и еще больше укрепить свои отношения со странами Средней Азии. При президенте Путине Россия ставит своей целью занять в регионе сильные позиции, сделав упор на расширение сотрудничества в энергетическом и военном секторах; об этом свидетельствует серия двусторонних и многосторонних соглашений, которые недавно заключила Россия.

После того как Соединенные Штаты перестали помогать президенту Узбекистана Исламу Каримову из-за того, что его правительство грубо нарушает права человека, Россия воспользовалась возможностью формализовать экономические и военные соглашения с Узбекистаном, которые, скорее всего, укрепят ее позиции не только в Узбекистане, но и во всей Средней Азии. В соответствии с заключенным договором, две страны обязались развивать широкую систему безопасности, которая охватывает сотрудничество их министерств обороны, внутренних дел, иностранных дел и советов безопасности. Некоторыми из заявленных целей этого сотрудничества являются борьба с терроризмом, с распространением оружия массового поражения (ОМП), с наркоторговлей и с организованной преступностью.

Вслед за этим был достигнут прорыв в отношениях с Таджикистаном. Недавнее двустороннее соглашение предусматривает создание там российской военной базы, сотрудничество в охране границ, где Россия обязуется помогать Таджикистану в развитии и улучшении деятельности пограничных структур, а также оказывать ему военную помощь. Более того, российская Федеральная служба безопасности (ФСБ) создаст пограничную оперативную группу с целью координации подобных связей и оказания Таджикистану помощи в охране его границ. На церемонии полписания договора в Душанбе Путин подчеркнул, что российское военное присутствие в Таджикистане будет гарантией российских инвестиций и общей стабильности в регионе.

Другим направлением российской стратегии в отношении данного региона является ее формальное вступление 18 октября 2004 года в Центрально-азиатскую организацию сотрудничества (ЦОС). Созданная в 1994 году как чисто экономическая организация ЦОС сегодня превращается во всеобъемлющую региональную организацию с повесткой, которая включает политические и экономические вопросы, а также борьбу с террором. Этот шаг все больше рассматривается как попытка сдержать американское и китайское проникновение в регион.

Точно так же Россия, о чем уже упоминалось ранее, имеет обширные экономические и политические связи с Казахстаном; она продлила на 50 лет договор аренды космодрома Байконур; она также ведет через "Газпром" переговоры об экспорте казахстанского природного газа в Европу. Россия установила также важные военные и экономические связи с Киргизстаном, открыв там вблизи города Кант свою военную базу.

Помимо этого экономического и военного двустороннего сотрудничества, Россия укрепляет свое господство в регионе посредством Организации Договора о коллективной безопасности, что делает Россию главным игроком в этом альянсе. Россия также развивает свои связи со странами Шанхайской шестерки, чтобы сдерживать влияние на них Китая. Как часть возрастающего сотрудничества в сфере безопасности Россия обещала в первой половине 2005 года провести в Таджикистане крупные учения стран Шанхайской шестерки.

На энергетическом фронте, несмотря на меры США и Китая, пытающихся контролировать маршруты транспортировки энергоносителей, Россия все еще имеет преимущество. Большинство существующих трубопроводов из Средней Азии проходят по территории России. В настоящее время на долю России приходится почти 15% экспорта нефти в Соединенные Штаты. По свидетельству российского министра экономического развития и торговли Германа Грефа, Россия может начать свободно конкурировать с арабскими нефтедобывающими странами на американском рынке.

Москва стремится к стабильности

Российский подход к усилению влияния и укреплению связей с республиками Средней Азии основан на нескольких фундаментальных подходах. Попытки завоевать господство на территории бывших государств СНГ более не играют значительной роли в стратегии России. Цель Москвы, судя по всему, заключается в том, чтобы использовать стабильность как основной элемент своей внешней политики, в рамках которой национальные интересы России наилучшим образом обеспечиваются путем использования экономических и военных рычагов влияния. Фактор стабильности также играет важную роль в убеждении многочисленных этнических русских, проживающих в среднеазиатских республиках, оставаться в регионе, а не иммигрировать в Россию. Русская диаспора в Средней Азии считается важнейшим инструментов в попытках привязать региональные экономики к экономике России.

Россия, несмотря на относительно хорошие отношения с США, продолжает с настороженностью относиться к долгосрочным последствиям роста американского присутствия и влияния в регионе. Ей не понравится, если регион будет чрезмерно ориентироваться на интересы Запада. Военные и экономические связи, в том числе и энергетические, по-прежнему имеют большое значение для интересов России в сфере национальной безопасности. Это отразилось и в заявлении российского генерал-полковника Валерия Манилова, который сказал, что "если Вашингтон развернет постоянную военную базу в Узбекистане или Киргизии, то вновь сложившая ситуация будет рассматриваться в совокупности всех факторов для формирования политической стратегии Кремля, направленной на защиту наших национальных интересов". Однако это не означает, что Россия не хочет идти на конфронтацию с Соединенными Штатами. Она, скорее всего, захочет выработать взаимно приемлемое гибкое соглашение.

Что интересно, в последнее время Россия ужесточила свой подход к Китаю. В октябре 2004 года на заседании Шанхайской организации сотрудничества она наложила вето на выдвинутую ранее Китаем идею свободной торговой зоны, которая была поддержана другими членами организации. Судя по всему, Россия обеспокоена растущим экономическим и военным влиянием Пекина, которое может негативно отразиться на интересах России.

Кроме того, еще одним вопросом является постоянное присутствие российских войск на афгано-таджикской границе, особенно в контексте прошедших недавно в Афганистане президентских выборов и подготовки к всеобщим выборам. Принимая во внимание взаимоотношения между Северным Альянсом и Таджикистаном, и, в определенной степени, Россией, сложившаяся ситуация может подтолкнуть афганских полевых командиров к сопротивлению центральной кабульской власти. Это сопротивление усилится, если полевые командиры посчитают, что программы, направленные на разоружение и реорганизацию, являются скрытыми попытками ограничить их влияние. Растущее влияние пуштунов и маргинализация Северного Альянса во властной иерархии также могут способствовать зарождению у него ощущения опасности, что приведет его к сближению с его традиционными сторонниками, а именно с Россией и Таджикистаном. В среднесрочной перспективе этот вопрос может стать источником обеспокоенности.

Вывод

Защита экономических интересов и обеспечение безопасности в сфере влияния России являются одними из самых насущных задач этой страны. Ее недавние шаги в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях необходимо рассматривать как попытку восстановления уменьшающегося влияния и использования его в формировании своей региональной стратегии. Это также имеет большое значение для предотвращения того, чтобы стратегическое пространство Средней Азии было захвачено могущественными трансрегиональными игроками, такими как Китай или Соединенные Штаты. В контексте вышеизложенного шаги России должны рассматриваться как попытка сохранения своего стратегического присутствия в регионе, который она считает своей буферной зоной. Эта цель достигается расширением межгосударственных отношений, упор в которых делается на "стабильность", а не на демократию.