Запланированный на 11 ноября саммит Европейский союз - Россия был перенесен. Официальная причина: потому что еще не был сформирован новый состав Европейской комиссии. Но в коридорах говорили о различиях в точке зрения на российскую политику в области безопасности и прав человека. Одно из препятствий называется 'Чечня'.
Шесть лет назад Лиза Саламова уехала со своей семьей из России. Уехали: сама Лиза, ее муж и четверо детей, которым тогда было от шести до десяти лет.
'У меня не было с собой никаких документов, кроме копии паспорта, - говорит Лиза. - Мы спрятались в кузове грузовика и так доехали до Нидерландов'.
Россия от них отказалась
Семья Саламовых раньше жила в Чечне. В 1998 году, в период между двумя войнами, у мужа Лизы возникли проблемы с мятежниками. Они угрожали его убить из-за того, что он помог русскому заложнику. Сначала семья бежала в Россию. Но российские власти отказались зарегистрировать ее членов. А это означало: ниаких шансов на работу или жилье.
Сейчас Лиза и ее семья уже шесть лет в Нидерландах. Их просьба о предоставлении убежища отклонена. Каждое утро Лиза открывает почтовый ящик трясущимися руками, потому что она боится, что там будет письмо из министерства юстиции. Лица, которым отказано в убежище, за 28 дней до высылки из Нидерландов получают письмо из этого министерства.
Ни жилья, ни работы
По мнению нидерландского правительства, чеченцев нельзя высылать в Чечню. Но их можно выслать в другие города Российской Федерации. Однако российские власти отказываются помогать вернувшимся чеченцам. В России Лиза и ее семья не могли даже зарегистрироваться по месту жительства, не говоря уже о том, чтобы найти жилье или работу.
'Шесть лет назад мы уже попытались найти безопасное место в Российской Федерации, - говорит Лиза. - Тем не менее, нидерландское министерство юстиции настаивает на том, что мы должны выехать в Россию. Но это невозможно. В России 'чеченец' означает 'террорист'.
Бесчеловечно
Член нидерландского парламента от партии труда и специалист по России Франс Тиммерманс считает, что высылать чеченцев назад бесчеловечно. Но его коллеги в парламенте так не считают. На прошлой неделе вторая палата парламента отклонила законопроект, по которому чеченцы и другие беженцы из зон военных конфликтов получили бы особый статус, благодаря которому они все-таки могли бы остаться в Нидерландах. По мнению Тиммерманса, когда речь заходит о чеченском конфликте, Европейский союз, включая Нидерланды, делает вид, что ничего не замечает. Борьба с международным терроризмом только усилила безразличие западных стран.
'Главной ошибкой в отношениях ЕС с Россией является то, что в их основе лежит сделка, подобная сделке Фауста, - говорит Тиммерманс. - Она состоит в том, что Россия обеспечивает внутреннюю стабильность в обмен на молчание Европы об отсутствии демократии и свободы печати в России и о нарушении прав человека в Чечне. Об этой сделке никогда не говорят, но Запад молчаливо ее принимает, потому что считает стабильность самым важным фактором'.
Очаг терроризма
С точки зрения России, в Чечне позволены любые методы, потому что это, якобы, - очаг терроризма. Там действительно находятся террористы из различных стран мира, которые считают своим священным долгом участие в 'джихаде' в Чечне. Однако, по мнению Тиммерманса, русские путают причину со следствием.
'Когда речь заходит о Чечне, Россия говорит о международном терроризме, но причина чеченского конфликта - не международный терроризм, а - своего рода гражданская война, вызванная тем, что этот регион восстал против правления Москвы', - отмечает Тиммерманс.
Таким образом, Европа боится слишком сильно критиковать то, как Владимир Путин пытается разрешить чеченский конфликт. В то время как критика - одна из немногих вещей, которые Европа может себе позволить. В самой России растет, хоть и медленно, число противников этой войны. По мнению Тиммерманса, в России необходимо начать диалог по Чечне. Российские противники чрезмерного применения силы в Чечне могли бы успешно использовать поддержку со стороны Запада.