Подземные станции, похожие на дворцы, 'спальные вагоны' для бомжей и пропуск на рынок невест за 27 центов. Московское метро полно сюрпризов.
Чтобы утром окончательно стряхнуть с себя сон, лучше всего нырнуть с разбега. Нет, не в бассейн, а глубоко под землю, в метро. Вагон переполнен, как бывает в пятницу на немецких железных дорогах, когда билеты продаются со скидкой. Многие пассажиры отказались от безуспешных попыток втиснуться в салон и остались на перроне дожидаться прибытия следующего состава. Возможно, очередной поезд принесет им удачу.
Посмотрев на часы, я понимаю, что у меня остались только две возможности - либо опоздать, либо использовать всю массу своего тела, чтобы все-таки пробиться в вагон, позабыв про воспитание, синяки и хрупкие компакт-диски в кармане.
Сила рычага
Посадка в вагон почти удалась, только бородач, похожий на борца-олимпийца продолжает оказывать сопротивление. Однако, продемонстрировав чудеса ловкости, я все же утвердился в дверях. Используя принцип рычага и накопленный опыт, я одерживаю победу по очкам.
Пневматические двери шипят и с грохотом закрываются. К счастью, они прищемили только полу моего пальто. Все части тела остались невредимыми. Я облегченно вздыхаю. Это не очень радует моего соседа, лицо которого маячит в десяти сантиметрах от меня. Слава Богу, что я почистил зубы. Как подсказывает обоняние, этим может похвастаться далеко не каждый из моих попутчиков.
Пробки на эскалаторе
Вагоны московской подземки хронически переполнены. Причем такая картина наблюдается не только в час пик, когда поезда курсируют с интервалом в одну минуту. Каждый день в метро спускаются миллионы пассажиров, вследствие чего постоянно возникают заторы. Огромные толпы людей словно в замедленной съемке продвигаются к эскалатору со скоростью пять метров в минуту. Процессом пытаются управлять дежурные по станции: 'Не задерживайтесь у эскалатора! Побыстрее проходите вперед!' Пассажирам, страдающим клаустрофобией, лучше пользоваться наземным транспортом, даже если это означает потерю времени. 'Наверху', как правило, пробки гораздо больше, чем под землей.
Однако прессование человеческой массы - это только одна из особенностей московского метро. Станции, которые были построены сравнительно давно, в более спокойные часы напоминают дворцовые залы с люстрами и скульптурами. Стены украшены мрамором, золотом и бронзой. Несмотря на эту роскошь, билеты стоят недорого - 10 рублей (28 центов) независимо от маршрута.
Эрзац-религия для пролетариата
Все это великолепие может напомнить гостю с католического Запада церковное убранство. Остряки утверждают, что в тридцатых годах Сталин хотел превратить подземку в некий суррогат церкви для пролетариата. Согласно легенде, во время Второй мировой войны подземный поезд с закрытыми окнами проезжал мимо командного пункта, откуда диктатор командовал фронтом.
Спальные вагоны на кольцевой линии
Сегодня метро служит укрытием для многих, кому, вообще-то вход воспрещен. Холодной московской зимой бомжи используют вагоны подземки в качестве теплой спальни. Бездомные предпочитают кольцевую линию, поскольку там нет конечных станций, на которых милиционеры с дубинками выполняют роль будильника.
Транспортная милиция не пользуется особой популярностью также среди иностранцев. Многие гости столицы боятся ездить в метро, поскольку на входе люди в форме проверяют регистрацию, взимая дань с приезжих, которые не имеют соответствующей бумажки.
Следующая остановка - брачный алтарь
Большинство москвичей воспринимают недостатки метро спокойно и с юмором. В первую очередь, это касается давки. Ничто не сближает мужчину и женщину сильнее, чем общественный транспорт, говорят шутники. Действительно, сцены флирта в метро бросаются в глаза почти так же часто, как рекламные плакаты. А некоторые знакомства, завязанные под землей, заканчиваются на поверхности перед свадебным алтарем.