Польские масс-медиа в один голос кричат о том, что на президентских выборах на Украине следует голосовать за Виктора Ющенко. Мне это кажется убедительным, и я хотел бы голосовать за Ющенко. Однако как? В СМИ промелькнуло сообщение о том, что бандиты напали на избирательную комиссию и похитили избирательные бюллетени. Это уже дает некоторую возможность. Куплю 'у русских' бюллетень и отправлюсь голосовать в Раву-Русскую (пограничный украинский город на границе с Польшей - прим. пер.). За взятку меня допустят. Это не будет полностью честно, но цель ведь оправдывает средства.
Выборы проходят на Украине, а избирательная пропаганда накрывает Польшу. Не лучше было бы разъяснить нам, что происходит перед выборами на Украине, объяснить конфликты, имеющие там место, растолковать, почему 40% украинцев хотят голосовать не за Виктора Ющенко, а за другого? Где нельзя оказать прямое влияние на ход событий, будет достаточно постараться понять происходящее, а не напрягать понапрасну волю, чтобы все произошло так, как мы того желаем.
Все польские СМИ, по моему мнению, заслуживают обвинения в пустопорожней безапелляционности, поучительном тоне в отношении целых народов: как тем следует себя вести, преувеличении в оценках событий, которые от нас не зависят. Послушайте, как ведут дискуссию на тему международной политики наши теле- и радиокомментаторы. Они не анализируют, почему Джордж Буш, Жак Ширак или Владимир Путин приняли то или иное решение. Они перекрикивают друг друга, изощряясь в собственных поучениях, как правило, односторонних - о том, какое именно должно быть это решение. Действительность имеет множество плоскостей, она изменчива; не все происходящее имеет плохую и хорошую сторону; решения принимаются для достижения какой-то цели, однако у них могут быть и непредвиденные последствия. Человек, несущий ответственность за последствия своего решения, рассуждает иначе, нежели простой наблюдатель, и его следует понять.
У человека первобытного восприятие всегда совпадало с оценкой: то, что он наблюдал, было хорошим или плохим, обещающим нечто (например, удовлетворение голода) или пугающим, притягивающим или вынуждающим к бегству. И сегодня наиболее примитивные экземпляры человеческого рода воспринимают действительность таким же образом. При объективизме, при многостороннем видении необходимо делать над собой усилие. Этого требуют от самих себя ученые в рамках проводимых ими экспериментов. Ту интеллектуальную дисциплину, которую они выработали в своих лабораториях, они не смогут, конечно же, приложить к решению социальных проблем. Отметим, однако, на этом примере, что мышление, отвечающее требованиям объективизма и многосторонности - это более трудная (а следовательно, и более высокая) задача, нежели оценка в категориях добра и зла, что умеет каждый дурак.
Благодаря следственной комиссии Сейма Польши (нижняя палата польского парламента - прим. пер.) нам становятся известны все новые и новые секреты наших спецслужб. Они не очень интересны, однако у тех, кто их, выражаясь языком этих служб, 'создал', будет теперь, без сомнения, более интересная жизнь в Вене или где-либо еще. Есть еще какие-нибудь фигуры, состоящие на секретной службе в польской разведке? А если служат, то можно ли их отличить от агентов иностранной разведки? Некто Якимишин, который, кажется, был нашим агентом в российской разведке, а после разоблачения в Белой книге польских спецслужб был якобы убит в России за измену, до недавнего времени заседал в суде (российском, не польском) в качестве присяжного, пока не был оттуда снят, поскольку, являясь бывшим агентом (российским, не польским), он не имел на это права.
Польская контрразведка пока что разоблачила одного российского шпиона. Зато какого! Шпиона из шпионов, вечного и непрестанного шпиона. Самого Алганова! Куда бы Алганов ни отправился, всюду он за нами шпионит. От него исходит шпионаж. Тот, кто жил на той же улице, что и он, - замешан в шпионаже. Он сделал карьеру в российском бизнесе и там по-прежнему против нас шпионит. С ним нельзя заключить ни одной сделки в сфере электроэнергии или нефти, транзита или бартера: все это было бы на руку российскому шпионажу.
Стоит только телевизионному говорящему манекену произнести слово 'Алганов', как сразу все польские мозги 'встают набекрень'. Метод борьбы с партийным противником: 'подтолкнуть' его в сторону, как можно ближе к Алганову - и на том будет поставлен крест. Что за инфантильное общество окопалось на польской 'политической сцене'? Инфантильны и те, кто пугает Алгановым, и те, кто его боится. Почему Александр Квасьневский еще не обвинен в контактах с тем Алгановым, который сейчас является президентом России? Это какой-то недосмотр.
Для польских СМИ высшим авторитетом по вопросам шпионажа и спецслужб на протяжении многих лет является депутат Мачеревич. Неудивительно: он составил список секретных агентов, состоящий из одних знаменитостей. Не каждый бы сумел сделать нечто подобное. Во главе спецслужб ставятся странные личности: Мачеревич, Палубицкий . . . в конце концов, не менее странный Семянтковский. Он открыл, что 'Империя атакует', 'произошла реставрация российской империи. . . Вчера танки, сегодня нефть, комиссаров сменили сегодняшние политики и бизнесмены'. Как и чем объяснить этот афронт Семянтковского? По всей видимости, он хотел переплюнуть своих преследователей из следственной комиссии Сейма и их алгановщину. Напрасный, бесцельный труд. Шпиономания и русофобия - это бумажные доспехи, которыми правые запугивают других, однако сами они не поддаются на эту уловку. При этом они, однако, охотно воспользуются открытием Семянтковского, когда им будет выгодно расправиться с каким-нибудь предпринимателем, торгующим с Россией.
Оппозиция утверждается в убеждении, что в Польше необходимо ввести правление 'сильной руки'. Следственная комиссия Сейма эту власть сильной руки уже воплощает. Пока что она состоит главным образом в раскрытии государственных тайн. Народ при случае может увидеть, насколько сильно (и кто) им будут править после выборов. Пилсудский пришел в свое время к убеждению, что следует установить сильную власть, а всяких керников, путеков, либерманов, прагеров и других нарушителей спокойствия усадить на скамью подсудимых. Сегодня, когда у нас нет Пилсудского с его харизмой и легионерами, сильную власть хотят установить нынешние керники, путеки, либерманы и прагеры. Нас ждет 'сильная власть' бунтовщиков-интриганов.
----------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Просто Россия ("Przeglad", Польша)
Замоченные в нефти ("Trybuna", Польша)
Империя атакует ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Россия хуже немцев ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Что же хочет "Лукойл"? ("Newsweek Polska", Польша)
Дикое племя ("Nie", Польша)
Триумф российского империализма ("Rzeczpospolita", Польша)
Россия - преступный союзник ("Rzeczpospolita", Польша)