Беттина Кляйн: Господин Рар, на какое развитие событий на Украине Вы сейчас рассчитываете? Может случиться так, что там произойдет нечто подобное Революции роз, как год назад в Грузии?
Александр Рар: Это вполне возможно. Вопрос в том, сколько продержатся демонстранты в Киеве, дойдет ли дело до таких же демонстраций в других городах Украины, как поведет себя Восток Украины? Нельзя забывать, что там 90 процентов населения и, я думаю, что это реально, - голосовало за Януковича. Смогут ли оба сесть за стол переговоров? Революция роз, как в Грузии, в полной мере невозможна, так как половина украинцев, как было сказано, Ющенко не поддерживает. Что бы я мог себе представить, так это то, что Янукович и Ющенко, благодаря своего рода посредничеству со стороны Запада, спокойному поведению России и очень хорошо взвешенной политике нынешнего президента Кучмы, сделают одно: обсудят вопрос о политической реформе конституционной системы Украины и, возможно, подпишут также договор, предусматривающий осуществление этой реформы.
Беттина Кляйн: Но решающий вопрос заключается в том, какую роль будет играть Россия, российский президент Владимир Путин. Государственный департамент США, очевидно, занимает более ясную позицию, чем европейцы. Российский посол был вызван в Госдепартамент, и там ему был задан вопрос, как, собственно, Путин додумался оказать такое влияние и поздравить с победой на выборах кандидата, которому он отдает предпочтение?
Александр Рар: Знаете, Путин ведь дал также обратный ход. Верно то, что он вмешался в предвыборную борьбу. Но я думаю также, что американцы, пусть и не в такой форме, тоже сильно вмешались в украинскую предвыборную борьбу в пользу противной стороны. Украина, к сожалению, превратилась для России и США в геополитический объект. Европейский союз в данном случае поддерживает, скорее, американцев. Я думаю, Европейский союз просто не позаботился об Украине. Если бы мы в последние годы и, прежде всего, месяцы относились к Украине внимательнее, то наше влияние было бы больше. Мы бы лучше узнали Ющенко и могли бы в этом конфликте быть более активными. В действительности же ни одна европейская страна так плотно Украиной не занималась. Мы все взирали на Россию. Президент Путин действительно вмешался в предвыборную борьбу, но теперь, скорее всего, нажал на тормоза, пытается выйти из этой ситуации, говорит, что результат стопроцентным пока не является. Ему, безусловно, грозит опасность потери лица, если будет установлено, что результаты выборов действительно были сфальсифицированы в такой мере, что Янукович мог не участвовать в выборах.
Беттина Кляйн: Это и действительно проблема, поскольку вчера он даже заподозрил наблюдателей от ОБСЕ, будто те недобросовестно выполнили свою работу. Одним словом, это может оказаться для Путина довольно неприятно.
Александр Рар: Это может оказаться для него неприятным, поскольку он проявил такую активность на Украине. Для него близок к реализации шанс, еще более сблизить Украину, Белоруссию и другие советские республики с Россией. Это заявленная политика, это его заявленное намерение. И он видит, что этот шанс у него большой, поскольку Европейский союз расширился в географическом отношении, так сказать, отторг территории бывшего Советского Союза и заявил, что больше расширяться не желает, что, мол, о том, что происходит на Украине, в Молдавии, в Белоруссии, ничего не знает. Дескать, это непосредственные соседи, но не кандидаты на вступление в Европейский союз. Это был добрый сигнал для России, чтобы начать там активную работу. С другой стороны, сам Путин ориентируется на Европу. С этой точки зрения большого конфликта пока вовсе не было. Он может начаться, если мы будем продолжать поступать с Украиной так, как это делаем сегодня. Но я надеюсь, что у господина Путина хватит мудрости, и на это может повлиять также Запад, чтобы проявить в украинском вопросе, я бы сказал, предупредительность.
Беттина Кляйн: Реально то, что начался саммит ЕС-Россия, на котором Путин, возможно, будет продолжать добиваться реализации своих претензий, связанных с отношениями с Западом. В данной ситуации встает вопрос об уроках, которые должен извлечь ЕС из происходящего на Украине и из властных претензий Путина.
Александр Рар: Наверняка, будут какие-то разъяснения и относительно Украины. Но российская позиция в последнее время совершенно иная, чем несколько лет назад. Россия протестует против любых попыток вмешательства Запада во внутренние дела. Больше всего в России пострадала ОБСЕ. Кстати, Украина, Казахстан и другие постсоветские государства подписали совместное письмо с тем, чтобы ОБСЕ, возможно, вообще оставила все постсоветское пространство. В ОБСЕ видят, собственно, всего лишь инструмент Запада, служащего для указания на дефицит демократии, политика безопасности и более серьезные вещи там не затрагиваются. Россия с ЕС пока еще не создала эти четыре пространства. Это наш приоритет. Мы обязаны разработать новый вариант Анти-Европы и посмотреть, что же можно сделать, чтобы теснее привязать к Европе эту новую, обретшую мощь Россию, но одновременно Россию, ставшую менее демократичной, чем несколько лет назад, превращающуюся во все более трудного партнера, а с другой стороны, - в партнера, от которого мы становимся все более зависимыми в вопросах энергетики.
---------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Что ждет Украину после выборов? ("National Review", США)
Прага - 1989, Киев - 2004: Восстание против лжи ("Die Presse", Австрия)
Противоcстояние на Украине ("United Press International", США)
Украина: Хорошо смеется тот, кто смеется последним ("The Times", Великобритания)
'Освобождение от прошлого' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Украинцы говорят: с нас хватит! ("The Baltimore Sun", США)
Тайны украинских спецслужб ("El Pais", Испания)
Борьба за народовластие на Украине и цинизм Путина ("The Boston Globe", США)
Опасное вмешательство Кремля ("Le Figaro", Франция)
Украина: друзья Путина ("Frankfurter Neue Presse", Германия)
Украинцев ограбили ("The Washington Times", США)
Почему Янукович должен победить ("Die Presse", Австрия)
Противоборство на Украине ("United Press International", США)
Ставки России на Украине очень высоки ("The Financial Times", Великобритания)
Украинский хаос ("La Vanguardia", Испания)
Герт Вайскирхен: 'Ющенко - избранный президент Украины' ("Frankfurter Rundschau", Германия)
'Украденные' выборы на Украине ("The Daily Telegraph", Великобритания)
"Перетягивание каната" из-за Украины ("The New York Times", США)
Украина: опасные ставки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Рука Путина на Украине ("ABC", Испания)
Империя Путина ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
CША пытаются балансировать в украинском вопросе ("The Washington Post", США)
С кем быть ЕС, с народом Украины или с Путиным? ("The Independent", Великобритания)
Выборы на Украине - это и наше дело ("The Guardian", Великобритания)
День и ночь на Украине ("Die Welt", Германия)
Украина на пороге гражданского конфликта ("The Financial Times", Великобритания)
'Украинское общество расколото' ("Bremer Nachrichten", Германия)
Виктория премьера на Украине: нарушения налицо ("The New York Times", США)
Украинская демократия ("Le Figaro", Франция)
Пробуждение запоздавшей нации ("Die Welt", Германия)
Украина: оппозиционный кандидат не смог добыть 'главный приз' ("The Times", Великобритания)
Украина: В тени России ("Handelsblatt", Германия)
Пешка, необходимая России ("The Independent", Великобритания)
Обман на выборах на Украине ("The Wall Street Journal", США)
Украина: Больше ничего не будет по-старому ("Der Tagesspiegel", Германия)
Послевыборные шрамы Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)
Грязные трюки, беспорядки и сфальсифицированные выборы ("The Independent", Великобритания)
Украина: в ожидании честного подсчета голосов ("The New York Times", США)
Украинское затмение ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
На Украине трудно покончить со старыми привычками и страхами ("The Guardian", Великобритания)
Грузинский сценарий для Украины? ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Cкандал с выборами распространяется за пределы Украины ("The Financial Times", Великобритания)
Оскорбленная любовь украинского народа ("The Wall Street Journal", США)
Какой из Викторов - настоящий победитель? ("The Financial Times", Великобритания)
Выборы на Украине: Длинная тень России ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Украина: Враждующие кланы ("Handelsblatt", Германия)
За украинскими выборами стоит игра Москвы и Вашингтона ("Les Echos", Франция)
Состязательные выборы на Украине - пощечина авторитаризму ("The Financial Times", Великобритания)
Аргументы в пользу Ющенко ("The Moscow Times", Россия)