На какой-то момент показалось, что мы видим сюжет времен Холодной войны. Президент России Владимир Путин хвалился постановкой на вооружение новых ядерных ракет, подобных которым, по его словам, мир еще не видел. Похоже, он намекал, что эти ракеты смогут проникнуть через американскую противоракетную оборону, о которой говорят уже два десятилетия, но которая все еще в процессе создания. Выступление Путина прозвучало зловеще, но вызвало лишь небольшую обеспокоенность в международном сообществе.
Причины? Они просты. Во-первых, Россия давным-давно не является 'империей зла'. По многим важным проблемам она союзник Соединенных Штатов. США и Россия уже более десяти лет сотрудничают в рамках важнейшей программы по деактивации или ликвидации части российского ядерного арсенала, преобразуя тонны оружейного урана для использования в гражданских ядерных реакторах. Во-вторых, многие эксперты явно не поверили бахвальству Путина. Один из советников Пентагона сказал журналу 'Time': 'Их ракеты не будут работать. Как и наша ПРО'.
Похоже, бравада Путина была направлена главным образом на поддержание боевого духа российской армии. Этакое бряцание ядерным оружием, чтобы мир не забывал, что у России по-прежнему есть некоторые претензии на статус сверхдержавы, хоть и гораздо меньшие.
Но даже если это заявление не таит в себе военной угрозы, оно тем не менее посылает миру тревожный сигнал о главенстве ядерного оружия для всех, кто хочет выйти на международную арену. То есть, если вы хотите иметь влияние в высших лигах - а заодно дать понять некоторым странам, что с вами лучше не связываться, - вам потребуется ядерное оружие. К сожалению, этот урок слишком хорошо усвоили такие государства, как Иран и Северная Корея, и такие террористические организации, как 'Аль-Каида'.
Гораздо более позитивное сообщение миру недавно послал американский Конгресс, отменив спонсирование проекта исследования и, возможно, создания нового поколения ядерного оружия. Оно должно было включать так называемые маломощные ядерные 'разрушители бункеров' или 'проникающие снаряды повышенной мощности', способные проникать в подземные вражеские убежища.
Ожидалось, что предложение о данном исследовании, поддержанное президентом Бушем (George W. Bush), легко пройдет через контролируемый республиканцами Конгресс. Однако Дэвид Хобсон (David Hobson), член Палаты представителей от штата Огайо и республиканец, сыграл важную роль в блокировании проекта, опасаясь, что он может привести к новой гонке вооружений. Хобсон прав. Решение не финансировать исследования стало верным сигналом, особенно сейчас, когда США пытаются заставить Северную Корею отказаться от ядерной программы. Америка не может надеяться на эффективность своей антиядерной дипломатии и доверие к ней, если готовится создать новое поколение ядерного оружия с перспективой использования на тактических фронтах.
Нужно отдать должное Хобсону, председателю энергетического подкомитета комитета Палаты по ассигнованиям, за принципиальное возражение против неблагоразумной политики. На одном из симпозиумов он сказал: 'Больше всего в разрушителях бункеров меня беспокоит то, что какой-нибудь идиот может попытаться их применить'. Может, это не совсем терминологично, зато вполне доходчиво.