Нет, эта фраза не должна была пройти мимо ушей ни одного представителя СМИ, присутствующих на правительственной пресс-конференции в Берлине. Поэтому официальный представитель федерального правительства ФРГ Бела Анда на всякий случай еще раз повторил основной смысл своего высказывания: 'Федеральный Канцлер ФРГ - единственный из всех глав правительств государств ЕС, который провел телефонные переговоры с президентом России Владимиром Путиным по украинской тематике'.
Особое значение этому высказыванию пресс-секретарь Шредера придает потому, что уже не только в Берлине раздается недовольный ропот по поводу того, что Германия не в достаточной мере использует свое влияние в Москве для поддержки демократической оппозиции в Киеве.
В прошедшие выходные было четко сформулировано, каких шагов ждут украинцы от правительства ФРГ. Но канцлер не хочет играть роль чересчур тактичного друга российского президента. И именно поэтому Бела Анда подчеркивает значение состоявшихся телефонных переговоров. Может, именно после этих переговоров Путин заявил, что готов к сотрудничеству с любым избранным президентом Украины?
На самом деле, усилия Шредера находят понимание как у партии консерваторов ХДС/ХСС, так и у либералов из Свободно-демократической партии Германии (СДП). 'Я допускаю, что не каждый контакт должен быть публичным', заявила представительница ХДС Клаудиа Нольте в беседе с корреспондентом Rundschau. По ее словам, важно то, что Шредер в принципе провел беседу с Путиным. Действия Шредера находят понимание и у представителя СДП Вернера Хойера 'Не следует думать, что это было показательным выступлением, - считает он. - Нужно активно продолжать диалог с Москвой'. Обе партии также сходятся во мнении о том, что после того, как украинская оппозиция провозгласила прозападный курс, со стороны ЕС должна последовать соответствующая реакция. Вот что по этому поводу говорит представитель Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Герд Вайскирхен: 'Громкий стук Украины в дверь ЕС не должен оставаться не услышанным'. Разумеется, вопрос о членстве пока не стоит, считает он. 'Но в перспективе такую возможность не следует исключать'.
В заявлениях, звучавших из Ведомства Федерального Канцлера ФРГ и Министерства иностранных дел страны можно было наблюдать различную тональность. Если пресс-секретарь Шредера подчеркивал 'заинтересованность в стратегическом партнерстве с Россией', то в заявлении представителя Министерства иностранных дел Германии Вальтер Лиднер акценты были расставлены по-другому: 'Воля большинства украинских граждан должна быть свободно выражена'. На самом же деле в этих высказываниях никаких противоречий нет.