После второго тура президентских выборов на Украине обстановка резко обострилась. Как и предсказывала UZ, Ющенко и его закулисные руководители оказались не готовы признать поражение. Были мобилизованы сотни тысяч сторонников с Западной Украины и из Киева - прежде всего школьники и студенты, - блокированы улицы, правительственные здания, людей призвали начать всеобщую забастовку, которая, однако, не состоялась. Повод для бунта дали западные наблюдатели, следившие за выборами, своими обвинениями в массовой фальсификации результатов голосования. Она, очевидно, имела место, впрочем, с обеих сторон.
Воздушным путем доставили целые 'пропагандистские команды' западных журналистов, политиков из США, стран-членов НАТО и ЕС, в том числе депутатов Бундестага Клаудиу Нольте (Claudia Nolte), Катрин Геринг-Эккардт (Katrin Göring-Eckardt), натравливавших своими подстрекательскими речами сторонников Ющенко. А бунт был хорошо подготовлен: наготове были сотни палаток и десятки тысяч оранжевых платков, раздавали теплую одежду, спальные мешки и обувь. Тот, кто подозревает за этим организующую руку западных неправительственных организаций, не ошибается.
Во всяком случае, открытое вмешательство Запада приняло невиданные до сих пор масштабы. Да и ведь велики и ставки: Украину нужно лишить традиционных связей с Россией и превратить ее в форпост НАТО против России. Играют также роль такие 'мелочи', как контроль над трубопроводами, проходящим по территории Украины, по которым в Западную Европу поставляются энергоносители. Тут пойдешь на риск игры с огнем, даже если есть опасность обжечься самому и поджечь Украину. Украину привели на грань гражданской войны и раскола. Последние события сделали пропасть, разделяющую восток и запад страны, - языковую, политическую и социальную (на востоке - промышленный пролетариат, на западе - крестьяне и мелкая буржуазия), еще глубже.
Подавляющее большинство граждан Восточной Украины проголосовало за Януковича, поскольку он высказывался за более тесные связи с Россией, за равное положение русского языка и против членства в НАТО. Правда, эту половину украинского народа западные средства массовой информации игнорируют. Для них существуют только 'демократические' демонстранты в оранжевых цветах. При этом среди них немало тех, кого, как заметила британская "Guardian", можно считать кем угодно, но только не демократами: 'На улицах можно слышать песни националистического и сепаратистского содержания, корни которых в неспокойных антисемитских годах второй мировой войны'.
Тому, кто не желает ничего знать о Восточной Украине, о ее существовании могут неприятно напомнить. В конце концов, это промышленный регион, дающий большую часть внутреннего валового продукта и доходов государственного бюджета. А тамошние народные представительства уже заявили, что в случае навязанной передачи власти Ющенко, они намерены провести референдум о предоставлении своим регионам статуса автономии.
Игрой с огнем является вмешательство Запада также с точки зрения отношений с Россией. Мыльный пузырь мнимого 'партнерства' лопнул, и может подняться холодный ветер. Украина в силу тесных языковых, культурных родственных связей значит для русских больше, чем Прибалтика, Средняя Азия или Грузия.
Верховный суд до выхода этого номера газеты рассмотрение результатов голосования еще не завершил. Каким бы ни было решение, и как бы ни развивались дальнейшие события, Украина так быстро не успокоится. В силу своего геополитического положения на черте, разделяющей НАТО и Россию, и в силу политики НАТО, направленной на дальнейшее окружение России, она останется в международной политике яблоком раздора.