10 декабря 1944 года глава Свободной Франции подписал в Москве первый договор о союзе и взаимопомощи с Советским Союзом. Выражением этого альянса стала отправка на Восточный фронт пилотов, из которых была сформирована эскадрилья 'Нормандия-Неман'. Несколько месяцев спустя нацисты капитулировали - и это стало итогом усилий союзников, ради этого были принесены огромные жертвы.
Однако сразу же после подписания этого договора один американский журналист выразил большое удивление самому факту. Ответ генерала де Голля был сух: 'Это вопрос здравого смысла!'. Много воды утекло с тех пор.
Вопрос о том, какую позицию занимать в отношении России всегда оставался проблемным. Европа 'от Атлантики до Урала' - не слишком то актуальная тема, но лучшее, в чем позиции наших стран сходятся (они выступили против войны в Ираке, за подписание соглашений Киото, они выступают за многополярный мир), не может стереть из памяти тяжкий груз прошлого, его драмы. Сталинизм, ГУЛАГ и КГБ, печальные реалии той эпохи продолжают смущать души. За этим смятением скрываются ожидания и духовное богатство образованных людей в России, их стремление к ценностям, которые близки к нашим. Образованные люди великой России чаще обращают свои взоры к Европе, чем к Азии и США. Недавние события показывают, что эти факторы, груз прошлого, по-прежнему довлеют над нашими отношениями.
Украинский кризис, начавшийся после махинаций с выборами, - одна из составляющих нынешней ситуации. К несчастью это правда - российские власти, подчиняясь законам взаимозависимости, как в экономическом, так и в историческом планах, оказали явную поддержку господам Кучме и Януковичу. Правда и то, что, прикрываясь 'справедливостью', США и ЕС многое вложили, в том числе и в финансовом плане, в победу господина Ющенко. Так с удивительной легкостью воскресло соперничество прошлых времен: противостояние между Россией и остальной Европой, с риском раздробления Украины, обострения регионализма, даже национализма, и все это так, как будто бы не было ошибок в бывшей Югославии. Разум требует честных выборов (похоже, и те и другие с этим согласны, только под честностью каждый понимает свое).
Но главные беды избирателей Украины в другом, их проблемы глубже: зарплаты низки, они уравнены, разрушены социальная и медицинская системы, меньшинство - олигархи и бюрократы - разграбляют страну. Странно, но олигархи и бюрократы есть в каждом из противоборствующих лагерей: с этой точки зрения, прошедшие выборы вызывают жестокое разочарование. Помимо реальной экономической и энергетической взаимозависимости России и Украины, помимо 'исторического наследия', речь идет о логике либерализма, которая торжествует, и это начинают понимать русские и украинцы, каждый со своей стороны. Именно здесь коренятся глубинные причины солидарности между всеми народами Европы от Атлантики до Урала, вчера и сегодня. Достижение мира в эпоху войны было также поводом для сближения.
Разве сегодня мир в меньшей опасности? В Африке и в Азии, но, особенно, в Ираке и на Ближнем Востоке конфликты обостряются, ими питается терроризм. Россия не избежала этой новой беды, но захват заложников в Беслане и взрывы самолетов кажутся Западу менее предосудительными, чем теракты в Мадриде и Нью-Йорке. Это ошибочно с точки зрения морали и с точки зрения политики.
Конечно, есть чеченский вопрос. Две войны девяностых годов посеяли разрушения, террор и жестокость с обеих сторон. Но оправдывает ли это захват заложников и пытку невинных? Жизнь возобновляется в Чечне (я настаиваю на этом). Война не отошла в прошлое, и оружие еще не сложено, но бои на данный момент утихли, и идет реконструкция (в особенности Грозного). Возобновляется и экономическая активность, очевидно за счет бюджетных вливаний. Идет процесс, который может привести к миру на Кавказе, примирение будет долгим. Меня называют 'русским и чеченцем одновременно'. Почему на Западе так мало внимания уделяют этому процессу, который несет надежду?
Завершая скажу, что два великих народа на Востоке и Западе Европы не находятся в одном и том же положении, даже если у них есть общая история. Почти столетие назад, вскоре после Кровавого воскресенья (9 января 1905), когда царские казаки разогнали толпу, протестовавшую перед Зимним дворцом против нищеты и подавления, группа интеллектуалов под руководством Анатоля Франса создала у нас Общество друзей русского народа, первую ассоциацию дружбы между нашими странами.
От 'Франции-СССР' до наших 84 ассоциаций дружбы и сотрудничества, входящих в "Общенациональный союз ассоциаций Франция-Россия-СНГ" - таковы вехи векового партнерства между нашими гражданскими обществами. Никаких предпочтений, но воля к миру, прогрессу, демократии. Разве не в этом состоит сегодня 'здравый смысл'?
Андре Бельвиль - президент Общенационального союза ассоциаций Франция-Россия-СНГ.