Соединенные Штаты и Россия подошли к очередному драматическому поворотному моменту в своих взаимоотношениях.
Непростительное вмешательство России в подтасованные украинские выборы - это лишь самый свежий и самый заметный факт, объясняющий падение доверия США к российскому президенту Владимиру Путину. Налицо также его непреклонное движение в направлении авторитарной власти, закрытие независимых телеканалов, запугивание средств массовой информации и захват государством самой эффективно действовавшей и самой крупной российской нефтяной компании ЮКОС. Путин больше не похож на либерала от экономики. Кроме того, в обществе по-прежнему царит коррупция.
В то же самое время внутри России продолжается рост антиамериканских настроений. Вчера об этом из России сообщала корреспондент Washington Post Энн Аппельбаум. Россияне все больше верят в то, что у Соединенных Штатов есть план окружения их страны. И как написала Аппельбаум, такие идеи исходят не только от необразованных российских ксенофобов, их озвучивают даже российские студенты, обучающиеся в США.
В конечном итоге, новая конфронтация между Россией и Соединенными Штатами не соответствует интересам ни той, ни другой стороны. И ее вполне можно избежать. Вмешательство Путина в дела Украины непростительно, однако в США должны лучше понимать, насколько сложной является обстановка в России и в других государствах бывшего Советского Союза.
Как объяснял мне Асламбек Аслаханов, советник президента Путина по борьбе с терроризмом, происходящее на Украине далеко не безразлично россиянам. Украина в течение 300 лет входила в состав России. Аслаханов, чеченец по национальности, вырос на Украине и был даже капитаном украинской команды по дзюдо. У него там родственники, как и у миллионов этнических русских.
Мысль о том, что Украина хочет больше сблизиться с Западом, и даже стать членом НАТО, подпитывает давние российские опасения оказаться в окружении врагов. Все это, конечно, не оправдывает фальсификацию выборов или отравление прозападного кандидата в президенты. Но это опровергает представления некоторых иностранных политологов о том, что расширение НАТО на восток вплоть до границ России является мудрой политикой.
Россия слишком велика и слишком важна, даже в своем нынешнем ослабленном состоянии, чтобы ее игнорировали или унижали. Такие действия будут лишь играть на руку сторонникам жесткой линии и крайним националистам из окружения Путина.
В какой-то степени отношения России и Украины аналогичны отношениям Китая и Тайваня. Исключение составляет то, что Китай официально не признает независимости этого государства. Россияне признают украинскую независимость официально - но не эмоционально.
Если прозападная партия, как и ожидается, победит на выборах, встанет вопрос о том, как далеко она пойдет в развитии связей с Западом и как на это будет реагировать Россия. Такие эксперты, как Дмитрий Саймс из вашингтонского Никсоновского Центра, предупреждают, что если Запад хочет активно вовлечь Украину в свою военную орбиту, то он играет с огнем.
Реальная трагедия состоит в том, что Вашингтон и Москва вместо того, чтобы вместе работать над решением таких проблем, как терроризм и нераспространение ядерного оружия, могут начать двигаться в направлении еще более острой конфронтации.
Часть ответственности за предотвращение самого худшего сценария лежит на Путине. Он должен понять, что не сможет действовать бандитскими методами прошлых дней, если хочет, чтобы Россия стала частью западной экономической системы. По крайней мере, положительным признаком является то, что он согласился с проведением новых выборов.
Но часть ответственности лежит также и на администрации Буша. Президент Джордж Буш поддерживает хорошие личные отношения с Владимиром Путиным, но россияне ощущают, что своими односторонними и высокомерными действиями администрация Буша часто не использует потенциал данных отношений. А такое поведение может им только повредить.
____________________________________________________________
Путин ведет Россию к фашизму ("The New York Times", США)
Западу нельзя продолжать раздражать Путина ("Die Welt", Германия)
Путин никак не избавится от старых привычек ("Arab News", Арабская пресса)
Пересмотр отношений с Россией ("Los Angeles Times", США)
Русские мотивы в творчестве Путина ("The Washington Post", США)
Владимир Путин хочет померяться силами с демократией, Западом и всеми желающими ("The Economist", Великобритания)
Главное для путинского Кремля - контроль ("The Washington Post", США)
Бешеная езда президента Путина ("The Wall Street Journal", США)
Украинская стратегия Путина оборачивается против него ("USA Today", США)
Президент России Владимир Третий? ("The Economist", Великобритания)