23 декабря 2004 года. Большевистская революция очаровала и повергла в ужас поэта Александра Блока, а тот, в свою очередь, был в отчаянии и презирал Европу за то, что она отвергает новую Россию.
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
В великой поэме Блока "Скифы" (1918 год) описывается терпеливое двуликое отношение России к миру и к себе самой: эта раскинувшаяся по Европе и Азии, дотягивающаяся до Балтийского моря и Тихого океана страна одновременно жаждет и презирает ценности и дружбу Запада.
Столкнувшись с перспективой того, что Украина после выборов 26 декабря может начать подлизываться к Европейскому союзу (ЕС) и к Соединенным Штатам Америки, президент Владимир Путин, кажется, готов обратить свой взор на Азию как противовес убывающему влиянию России на Западе. Однако, вовсе не собираясь ограничиться темой вековой российской двойственности в вопросе своего евразийского тождества, г-н Путин стремится парировать все более сильные политические, экономические и военные выпады Вашингтона и Брюсселя, направленные в подбрюшье былой империи Москвы.
После того как Революция роз прошлой зимой вырвала из жестких объятий России Грузию, ее оранжевая последовательница, кажется, приведет к власти Виктора Ющенко вместо откровенно пророссийского кандидата, которого г-н Путин лично поддержал.
Но то неловкое положение, в котором оказался г-н Путин, поддержав кандидата, который, скорее всего, проиграет воскресные выборы, бледнеет перед потенциальными последствиями того, что Украина выберет для себя будущее, где ею станут руководить ЕС и Организация Североатлантического договора (НАТО), а не Москва. Украина и ее 50-миллионный рынок жизненно необходимы для путинских планов создания экономического союза бывших советских республик и сохранения буферной зоны между Россией и обоими расширяющимися на восток блоками со штаб-квартирами в Брюсселе.
Без Украины предложенный г-ном Путиным постсоветский клуб приобретет сильную азиатскую окраску: борющаяся за свое существование Белоруссия Александра Лукашенко - которого называют "последним диктатором Европы" - оказалась бы единственным другим европейским членом этого клуба, в котором Казахстан, Киргизстан и Таджикистан склонили бы стрелку весов в сторону Средней Азии. Эти пять так называемых "станов" не только ориентированы преимущественно на бизнес с Москвой, но и их лидеры усматривают нечто успокоительно знакомое во все более авторитарном стиле правления г-на Путина.
С тех пор как в 2000 году г-н Путин пришел к власти, он разрушил независимое национальное телевидение, выхолостил политическую оппозицию, ослабил гражданское общество, сфальсифицировал региональные выборы и восстановил власть государства над крупными кусками экономики. Россия г-на Путина разделяет эти особенности с государствами Средней Азии.
Власть Народа, которая стала локомотивом грузинской революции, а также головокружительный взлет г-на Ющенко заставили дрожать от страха тех, кто олицетворяет собой власть в России и в среднеазиатских государствах.
Давний президент богатого нефтью Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал в этом месяце, что "для азиатского государства вроде нашего политическая стабильность, дисциплина и порядок более важны, чем демократия".
Г-н Путин также придает большое значение этим ценностям, но его амбициозное желание восстановить статус России как глобальной державы означает, что его не может удовлетворить простой обмен намеками на политическое долголетие со своими среднеазиатскими союзниками.
Возможно, именно в силу этого он попытался прикрыть свой украинский реверс привлекающими внимание визитами в Индию и Турцию - после того как в октябре посетил Китай. Все вышеупомянутые страны являются крупными игроками в азиатском мире, которых г-н Путин периодически обхаживает на протяжении всего периода своего правления.
Индия является крупнейшим покупателем российского оружия и планирует помогать Москве в разработке сверхзвуковой ракеты и нового самолета; Турция накануне прибытия г-на Путина арестовала нескольких чеченских боевиков и разделяет стратегический интерес Кремля к нефти и газу Каспийского моря; Китай обладает огромным потенциалом как потребитель имеющейся в изобилии сибирской нефти.
Г-н Путин, находясь в Нью-Дели, сделал резкий политический выпад также в сторону Соединенных Штатов.
"Мы считаем исключительно опасными попытки переустройства данного Богом разнообразия современных цивилизаций в соответствии с казарменными принципами униполярного мира", - сказал он, осудив попытки маскировать диктаторскую внешнюю политику "приятной псевдодемократической риторикой".
Но Россия и ее азиатские союзники не рискуют обниматься слишком сильно или слишком долго не только потому, что сохраняют остаточное взаимное недоверие, но также и потому, что им всем нужны Соединенные Штаты больше, чем они нуждаются друг в друге.