Ирак продолжает сотрясать насилие. Даже президент США Джордж Буш признал в понедельник, что, "несомненно, взрывы оказывают свое воздействие", что они являются "эффективными инструментами пропаганды". Однако террор превратился в нечто большее, чем в простое зарабатывание пропагандистских очков. Связанные с временным правительством должностные лица специально избираются в качестве мишеней; похищаются сотрудники, связанные с международными организациями по оказанию помощи, а также компаниями, вовлеченными в воссоздание инфраструктуры Ирака; а занимающихся выборами убивают при свете дня менее чем в миле от так называемой "зеленой зоны" в Багдаде - хорошо защищенного нервного центра как командования США, так и временного иракского правительства.
Все это заставляет предположить, что сторонники джихада - или, по меньшей мере, их часть - преследуют конкретные политические цели. Нетрудно догадаться, какие: они хотят обезглавить зарождающееся иракское государство, они хотят запугать и заставить бежать иностранцев, пытающихся помочь этому государству, и они хотят сорвать назначенные на 30 января выборы.
Следует ли США и ООН продолжать готовить их проведение при подобных обстоятельствах? Вызовут ли имеющие серьезнейшие недостатки выборы, - которые пробойкотирует значительное число суннитов, или люди не придут на участки из страха, или сотрудники избиркома окажутся неспособны провести их в некоторых районах - доверие к их результатам? На эти вопросы нет ясных ответов: если выборы будут отложены, то сторонники джихада одержат победу; но если их провести вовремя, и результатом окажется хаос, то это также не поможет новому государству.
Взвесив все, вероятно, было бы правильно продолжать готовить выборы. Пусть иракцы проголосуют там, где смогут, а где не смогут, пусть проголосуют позже. Основная шиитская партия, ориентирующаяся на аятоллу аль-Систани, предложила выход из положения, выдвинув лишь 228 кандидатов в собрание из 275 депутатских мест, которое будет избрано на основе пропорционального представительства в зависимости от доли каждой партии в итогах голосования в общенациональном масштабе. Если зарезервировать определенное число мест для суннитов, которые не смогут или не захотят проголосовать 30 января, то дверь для их участия в правительстве когда-то в будущем останется открытой. Выборы неизбежно будут сопровождаться беспорядком, но лучше все же провести их, невзирая на неопределенности. Это лучше, чем открыть дорогу сторонникам джихада и положить конец демократическому варианту.