Следует ли Евросоюзу и дальше расширяться на восток?
Президентская кампания на Украине войдет в учебники по истории. Здесь были и отравления, и наполнение избирательных урн фальшивыми бюллетенями, и массовые протесты, и принятое за 11 часов Верховным Судом решение о повторе второго тура выборов. Немножко от сталинизма, немножко от перестройки - и весь мир смотрит на Украину с удивлением.
Оранжевый цвет, цвет сторонников кандидата от оппозиции Виктора Ющенко может войти в демократический фольклор Восточной Европы, точно так же, как пуговицы польской 'Солидарности' и куски Берлинской стены. Демократия несовершенна, особенно в тех странах, которые все еще стараются отряхнуться от многолетней пыли злоупотреблений и коррупции и от традиций репрессий. Взгляните на попытку отравить Ющенко, в результате которой его лицо оказалось страшно изуродованным. Но даже зарождающаяся демократия лучше любой иной альтернативы.
Глядя на то, как Украина пытается укоренить у себя более западный стиль демократии, понимаешь, насколько за два десятилетия изменился Старый Свет - Европа. Некоторые изменения сопровождались кровопролитием: это балканские войны, которые разорвали на части Югославию и по-прежнему оставляют шрамы, особенно на теле Сербии. Другие изменения привели к крушению экономических и социальных надежд, как, например, в восточной части Германии. Однако в своем подавляющем большинстве эти изменения были воодушевляющими, когда граждане массами выходили на демонстрации и избавлялись от негодяев и бездельников.
Сейчас, через 13 лет после объявления независимости, настала очередь Украины проводить эти изменения. В лучах прожекторов могут также оказаться Евросоюз и Россия, особенно если Ющенко удастся одержать победу над премьер-министром Виктором Януковичем. Такой результат разрушит существующее положение вещей и может вывести Украину на новую дорогу, ведущую не на восток, а на запад.
И где во всем этом место России? Во-первых, российский президент Владимир Путин повел себя нечестно, поспешив объявить Януковича победителем по результатам сфальсифицированного второго тура выборов, когда старую гвардию обвинили в заполнении избирательных урн фальшивыми бюллетенями для обеспечения победы испытанным способом. Затем Путин сменил курс, по крайней мере, на сегодня. Во вторник он встречался с канцлером Германии Герхардом Шредером, и, по словам Шредера, они оба согласились с тем, что 'никто не имеет права вмешиваться, и что результаты голосования 26 декабря необходимо уважать'.
Возможно, что и Евросоюзу после этих выборов придется пристальнее взглянуть на себя. Следует ли ему и далее расширяться на восток? ЕС уже находится на границах России, заполучив в свои ряды Латвию, Литву и Эстонию. Но Украина - это другое дело. Россия считает ее своего рода российской окраиной, своей хлебной корзиной, частью славянских земель и поистине стратегически важным куском недвижимости.
Выбор для Европы может быть очень важен. Однако это тот выбор, в котором европейские политики должны показать такое же правильное отношение, как и граждане Украины, вышедшие на улицы, чтобы опротестовать результаты второго тура выборов. Если Евросоюз может вести переговоры о принятии в свои ряды Турции, то же самое он должен сделать и в отношении Украины - конечно, после тщательного отслеживания происходящего в этой стране на протяжении нескольких месяцев и только в том случае, если политическое руководство Украины обратится с просьбой о вступлении. США также оказались в щекотливом положении, пытаясь направить в верное русло судьбу страны, которую они поддерживали с самого начала ее независимого существования. После окончания второго тура выборов Соединенные Штаты заняли правильную позицию, указав на очевидные нарушения. После воскресного голосования Америке, возможно, опять придется взять на себя роль лидера, чтобы помочь Украине определиться с ее неопределенным пока будущим.
Избирательная кампания заканчивается. Однако и Украине, и России, и Европе предстоит сделать трудный выбор.