Победа Виктора Ющенко на выборах не оказалась неожиданной. Скоро он сможет назвать себя президентом Украины. Примечательно, что число поданных за него голосов оказалось меньшим, чем можно было предположить, исходя из масштаба выступлений 'оранжевых'.
Еще больше бросается в глаза то, что российский президент Владимир Путин в последние недели неоднократно делал шаги, несоизмеримые с имеющимися у него возможностями. Кремль больше не может подчинить себе даже провозглашенные им самим буферные зоны. И это чревато большими последствиями, чем удавшийся демократический переворот на Украине.
В последнее время Путин неоднократно шел на риск, который сам он расценивал как приемлемый, но который затем все же оказывался слишком большим. Это удивительно, ибо именно Путин кажется полной противоположностью азартного игрока. Он - человек немасштабных шагов, мер, которые должны постепенно укрепить контроль над его собственной империей, в то время, как отношения с заграницей формально остаются хорошими и равноудаленными.
Известна 'сделка', которую заключили Москва и Вашингтон по вопросу о Чечне: в обмен на поддержку Путиным антитеррористической политики американского президента Буша последний оставил его в покое в вопросе о действиях на беспокойном юге России.
Два года назад это дало Путину возможность объявить войну в Чечне законченной. Армию сменили войска министерства внутренних дел. Во время визита к федеральному канцлеру ФРГ Шредеру Путин мог сказать, что проблемы Чечни больше не существует. Ситуация там 'стабильна', благодаря милицейскому контролю.
Такое же отношение Путин продемонстрировал и к Украине. Он думал, что сможет обеспечить смену Кучмы на Януковича, направив на Украину советников и политтехнологов, которые сумели бы с помощью денег повлиять на предвыборную кампанию так, как это было сделано при избрании Путина: он дал понять россиянам: 'Я или хаос'. Он не понял, что посткоммунистический режим на Украине прогнил. Он слишком недооценил антироссийские настроения в этой стране. Ведь этими настроеними охвачены не только националисты на западе Украины, но и, прежде всего, молодежь и разочарованные в экономической политике люди на 'русском востоке'. Путину давали неверные советы. Он допустил ошибки и в последние дни вынужден был молча смотреть, как Киев прощается с Москвой.
Существует опасность того, что Путин переоценит свои возможности, что касается восстановления государственного контроля над компаниями, производящими энергоносители и оказавшимися при Ельцине в руках олигархов. Судьба 'Юкоса', принадлежащего находящемуся с октября 2003 года в тюрьме магнату Ходорковскому, - пример того, как Путин навязывает свою волю мафиозным представителям капитализма.
Однако, следуя этой политике, подчиняя также и средства массовой информации, Путин вынужден предоставлять больше власти и денег репрессивному аппарату. И все это он оплачивает из одного сектора: нефтедобычи. В тот момент, когда оплачиваемые нефтью покупательная способность и валютная стабильность прикажут долго жить и останется только угнетение, российский народ тоже поднимет восстание.