Россия презрела призывы Бразилии и, определив квоты на импорт на 2005 год, оставила ее в категории 'других поставщиков' мяса. Для этой категории нет индивидуальных квот. Включенные в нее страны должны сами бороться за получение оставшейся доли. Самые крупные квоты, как и в 2004 году, были отданы США и ЕС. Правительство России имеет много причин отдать предпочтение этим крупным державам. Они являются самыми важными торговыми партнерами и, кроме того, они поставили жесткие условия своей поддержки вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Бразилия не проявила такой твердости до сих пор, а также не решилась на продвижение торговых интересов Бразилии как приоритетных.
Русские, американцы и европейцы более прозаичны, и они уважают конкретные и неотложные коммерческие интересы. США отдано право экспортировать в Россию 771,9 тысяч тонн курятины. Европейская квота незначительно сократилась с 210 тысяч до 205 тысяч тонн. Парагвай сохранил за собой индивидуальную квоту в 5 тысяч тонн. Оставшиеся 68,1 тысяч тонн приходятся на 'других поставщиков'.
Бразильское правительство, правда, заручилось в ходе визита президента России Владимира Путина обещанием поддержать включением Бразилии в число постоянных членов Совета безопасности. Это обещание не стоило почти ничего российскому руководителю. Помимо всего прочего, где гарантии, что реформа Совбеза все-таки произойдет? Путин ответил, что может удовлетворить амбиции бразильского правительства в этом случае, но ничего не обещал в отношении торговли. Он даже не обещал прекратить эмбарго на импорт говядины, хотя предлог о запрете из-за якобы наличия ящура в Амазонии оказался технически несостоятельным.
Обнародование в конце декабря схемы импорта Россией мяса на 2005 год еще раз наглядно показало, что правительство Бразилии сыграло роль шута во время визита российского президента. Или, по меньшей мере, подтвердило, что торговая дипломатия Бразилии уделяет мало внимания таким важным вопросам.
Распределение квот по свиному и говяжьему мясу в пользу США и ЕС поставило Бразилию в категорию незначительного партнера. ЕС сможет продать России 339,7 тысяч тонн говядины, США — 171,7 тысяч тонн, а Парагвай — 3 тысячи тонн. В принципе, Бразилия должна поделить 69,9 тысяч тонн с другими странами. По свинине ЕС достанутся 236 тысяч тонн, США — 53,8 тысяч тонн и 1 тонна — Парагваю, остальные 176,6 тысяч тонн достанутся 'другим', включая Бразилию.
Если бразильские экспортеры на практике смогли добиться в рамках такой квотной политики результата более удовлетворительного, то лишь благодаря своей конкурентоспособности и тому, что другим странам не всегда удавалось заполнить предоставленные им квоты. Бразилии благоприятствовал птичий грипп в Азии. Но такой производитель как Бразилия, способный конкурировать по всем видам мясопоставок, не может зависеть от вспышек птичьего гриппа или бычьего бешенства в других странах. То, что все ожидают от минимально взвешенного и ответственного правительства, так это защиты торговых интересов страны на всех рынках, борьбы с протекционизмом и одновременно равноправного отношения к бразильским производителям.
Не уделяя этому должного внимания, отдавая предпочтение идеологическим лозунгам и сомнительным стратегическим целям, бразильское правительство просто-напросто недооценивает огромные усилия, предпринимаемые национальными производителями для повышения эффективности и качества своей продукции. Это происходит не только в агропромышленном комплексе. Такое же положение и в промышленности, где торговые интересы отодвинуты на второй план во имя геополитики, далекой от конкретных проблем.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Безопасность потребителя как оружие в борьбе за продовольственный рынок ("The Wall Street Journal", США)