Ровно сто лет назад в январе 1905 года в Санкт-Петербурге толпа рабочего люда двинулась по направлению к резиденции царя - Зимнему дворцу. Они обратились к 'царю-батюшке' с просьбой улучшить их тяжелую долю. Однако мирную манифестацию оттеснили солдаты, открыв огонь по демонстрантам. В результате сотни манифестантов были убиты и ранены. Расстрел мирной демонстрации вызвал общественный шок, как в России, так и на Западе. Газета 'New York Times' посвятила трагическим событиям в России целый номер.
Эти события, которые усугубились поражением России в русско-японской войне - в которой впервые в новейшей истории жители другого континента нанесли поражение европейцам - положили начало тому, что впоследствии было названо Первой русской революцией 1905-1907 гг. С этого момента и по настоящее время в истории России идет череда революций и социальных потрясений.
В годы советской власти событие подобного масштаба отмечалось бы с большой помпой. Сегодня же о нем упоминают лишь вскользь, оно практически забыто, подобно тому, как прошла незамеченной в 2003 г. годовщина создания ВКПб.
И тому есть целый ряд объяснений. Совершенно очевидно, что при нынешнем режиме в России власти делают все, чтобы изгладить из народной памяти воспоминания о революциях и спонтанных проявлениях насилия.
Между тем есть и другие причины, по которым властям, по всей видимости, не нравятся как революция 1905 г., так и последовавшая за ней большевистская революция 1917 года. Ведь в результате этих революций Россия стала великой державой, превратившись в безраздельную властительницу на половине всего евразийского пространства. А теперь вот Путин пытается найти решение проблемы, стоявшей перед Россией в 17 веке, включая, в том числе и вопрос об объединении с Украиной.
Однако столь памятное историческое событие замалчивает не одна лишь партия власти. О нем практически не упоминает и оппозиция, включая КПРФ, несмотря на то, что памятники, названия улиц и станций метрополитена, в которых увековечена память о событиях революции 1905 года, в России до сих пор можно встретить повсюду.
А между тем столетняя годовщина этого эпохального исторического события могла бы дать оппозиционным партиям прекрасную возможность сплотить народ России в борьбе за свои права. Молчание оппозиции нельзя объяснить лишь опасениями, связанными с возможными репрессиями со стороны властей. Есть и другие - намного более веские - причины, по которым оппозиция рассматривает революцию 1905 года как неактуальное событие, применительно к реалиям сегодняшней России.
В частности то, что сегодняшние россияне в политическом отношении выглядят намного пассивнее, чем их предки в 1905 году. Расстрел мирной демонстрации в январе 1905 года, вошедший в историю как Кровавое воскресенье, привел к бурным политическим событиям. Забастовки на железных дорогах практически полностью парализовали железнодорожное сообщение, вызвали ожесточенные бои между отрядами красных дружин и царскими войсками. В армии и на флоте вспыхнули мятежи. Страну захлестнула целая волна крестьянских восстаний. В результате всего этого царский режим был готов неминуемо рухнуть.
Ничего даже близко похожего по размаху и накалу страстей мы не наблюдаем в новейшей российской истории.
В 1993 г., тогда еще при Ельцине, верные правительству войска открыли огонь по зданию парламента как раз с того места, где народные дружины в 1905 году вели ожесточенные бои с подразделениями царской армии.
На сей раз вслед за событиями 1993 г. никакого народного восстания и многотысячных стачек не последовало. Более того, праздно гуляющие москвичи столпились у мест событий, наблюдая за происходящим как своего рода театральным представлением. Позже, правда, в стране в отдельных местах объявлялись забастовки, но по своему масштабу они были несоизмеримы с теми, что можно было наблюдать в 1905-1907 гг., и никакого широкого отклика в обществе не вызвали.
Политическая пассивность и социальная инертность россиян еще более усилились во время правления В. Путина. В прошлом году президент принял решение заменить льготы, предоставляемые пожилым людям и ветеранам ВОВ, денежными выплатами. Так, вместо бесплатных лекарств пенсионеры отныне должны получать фиксированную денежную сумму.
Цель данного предложения заключалась в том, чтобы сократить государственные расходы, направленные на поддержку малоимущих слоев населения, предоставив им взамен натуральных льгот денежную компенсацию. Подобные нововведения значительно ухудшили материальное положение большей части лиц пожилого возраста.
В самом начале этого года социально незащищенные пенсионеры выступили с акциями протеста. Однако эти акции были немногочисленными и никакой особой угрозы для властей не представляли. Стоит ли тому удивляться - ведь их никто не поддержал, за исключением небольшой группы диссидентствующих национал-большевиков, еще в прошлом году выражавших свой протест против данного решения властей. Их протесты также оказались гласом вопиющего в пустыне, не найдя ровным счетом никакой поддержки в обществе.
И все равно активистов НБП власти немедленно упрятали в тюрьму, присудив немалые сроки. По мнению одного из организаторов интернет-сайта чеченских сепаратистов 'Кавказ' - одного из тех немногих, кто привлек внимание общества к памятным событиям революции 1905 года - русские люди за последние сто лет очень сильно изменились, превратившись в послушное стадо рабов, с которыми власти могут делать, что захотят.
Конечно, можно сказать, что после столетней череды социальных потрясений, революция в России, наконец, завершилась. Во всяком случае, так того желают российские власти. Не случайно президент Путин столь часто повторяет слова царского министра Петра Столыпина, заявлявшего, что для того, чтобы быть великой державой, России необходим порядок.
Однако, вполне возможно, что революция в России еще не завершена, и что нынешнее затишье обманчиво - как и сто лет назад накануне народного восстания. Ведь до 1905 года в России не отмечалось революционного насилия со времен крупнейшего крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, сотрясавшего страну в конце XVIII века. Чего не скажешь о Западной Европе, и особенно Франции того периода.
При этом вовсе не случайно, что десятки видных российских мыслителей - как консервативного, так и радикального толка - выдвигали тезис о том, что Европу захлестнуло революционное насилие. И хотя все они либо высмеивали, либо превозносили покорность и долготерпение русского народа, тем не менее, независимо от своих политических воззрений, не верили, что улицы русских городов могут стать похожими на охваченные пламенем революции парижские времен 1789-1794 гг., 1830, 1848 и 1871 годов. И при этом, как оказалось, все они ошибались.
Тоже самое можно сказать и о нынешней внешней стабильности постсоветской России, где революционный взрыв может произойти самым неожиданным образом, как и сто лет назад. Если подобное и случится, будущие поколения будут считать революцию 1905 года событием, которое ознаменовало новую эпоху в российской и всемирной истории - эпоху перманентных, полностью никогда не прекращающихся революций.
Автор - научный сотрудник центра исследований проблем Центральной Европы и Евразии Гудзонского института (США)