Недружественно настроенных иностранцев скоро будут выдворять из России. С помощью странного закона партия Кремля хочет заставить замолчать критиков.
Москва. Телевизионные сообщения звучат жестко, как в советские времена. 'Если появится кто-то, кого мы сочтем свиньей, тогда мы должны будем ясно обозначить нашу позицию: мы не хотим его у себя видеть', - пробурчал в камеру Владимир Плигин. Нет, это был не опрос мнения среди обитателей московских вокзалов и не интервью с каким-нибудь радикалом. Человек, сказавший эти грубые слова во время телевизионной программы вечерних новостей, заседает в Думе. Он депутат от партии 'Единая Россия' и руководитель парламентского комитета по законодательству.
Помощь кувалдой
Верная Путину российская Дума чувствует себя в новом году отлично: депутаты даже не захотели обсуждать тот факт, что тысячи пенсионеров вышли протестовать на улицы против социальной реформы. Вместо самой проблемы они обсуждали сообщения о ней и решили, что они должны быть более позитивными. Необходимо, заявил российский парламент, научить иностранцев писать о России. Если будет необходимо, то с помощью кувалды.
Отказ в визе за неуважительность
Именно Плигин является автором законопроекта, который Дума уже приняла в первом чтении. Иностранным корреспондентам, итак далеко не беззаботным после убийства американского журналиста Пола Хлебникова, теперь придется беспокоиться и о своем будущем. В соответствии с новым законом, власти смогут отказать во въезде тем иностранцам, кто совершает в отношении России и ее государственных органов 'явно неуважительные или недружественные действия' или наносит значительный ущерб ее репутации за границей. Персоной нон грата может стать любой, кто пренебрежительно высказывается по поводу 'общепринятых духовных, общественных или культурных ценностей' России.
Журналистика вопреки всем правилам
То, что этот закон запрещает, является задачей любого журналиста: неуважительность в отношении власть имущих является достоинством, - этому учат все западные школы журналистики. А постоянное любезничанье с правительством, напротив, считается в свободной прессе подхалимажем. Немного преувеличив, можно сказать, что порядочному иностранному корреспонденту придется нарушать новый закон, если он серьезно относится к своей работе.
Продажность как достоинство
Как и многие другие российские законы, этот законодательный акт сформулирован настолько нечетко, что аппаратчики смогут трактовать его, как им заблагорассудится. Какие общественные ценности в России являются общепринятыми? Коррупция на самом высоком правительственном уровне? Во всяком случае, продажность при Путине считается скорее доказательством усердия, чем недостатком.
Что значит 'недружественно'? Эта статья, например, недружественная? Почти каждый материал о гражданской войне в Чечне будет наносить ущерб репутации России за границей. Что же писать автору? Каким должно быть уважение? Можно ли теперь говорить о костюме президента? Или, например, о цвете его волос?
Судьи и обвинители в одном лице
А чтобы ни один суд не перечеркнул попытки аппаратчиков свободно толковать этот закон, он разрешает президенту, правительству, Совету Федерации и Думе самим выступать судьями и самим решать, к кому этот закон применять. Примерно так же, как если бы во время футбола одна команда была бы одновременно и судьей на поле.
Критики, например, независимый депутат Думы Владимир Рыжков, уже предупреждают о том, что сам закон наносит ущерб репутации России больше, чем это могут сделать все иностранные журналисты.
Уважение с водкой
Этот новый законодательный акт вызывает только насмешки у тех немногих российских СМИ, которые остались независимыми. 'Ты меня уважаешь?' - спрашивает иностранца изображенная на карикатуре крестьянка с водкой на подносе. 'Ты меня уважаешь?' - спрашивают русские, если хотят заставить выпить гостя еще глоток водки вопреки его нежеланию. Не выпить вместе означает неуважение. Поэтому можно сказать, кто не хочет, чтобы его обвиняли в недостаточном уважении к российским традициям, и не намерен ставить на карту свою визу, впредь не должен отказываться от выпивки.