Согласно сообщению московской 'Независимой газеты', Кремль, очевидно, готов в значительной мере пойти навстречу чеченскому стремлению к независимости. Республика, в частности, будет продолжать оставаться в составе Российской Федерации, но в этих рамках она, в общем и целом, сможет определять свою судьбу самостоятельно. Она получает право на пользование всеми природными ресурсами, включая возможность продажи их за рубежом. Грозный далее будет решать также вопросы налогообложения и отчисления средств. Это кажется действительно устраивающим обе стороны компромиссом, способным привести к окончанию продолжающейся более десяти лет бесславной как для русских, так и для чеченцев, войны.
Идея предоставить Чечне статус почти полностью независимого государства, одновременно сохраняя ее в составе субъекта Российской Федерации, ни в коей мере не нова. В период 1996-1999 годов она уже однажды переживала этап своей реализации. Но тогда это была чисто ельцинская импровизация. Достигнутое в то время соглашение не содержало какие-то обязательные для обеих сторон договоренности.
Чеченское образование породило криминальную зону свободной торговли, но не создало условий для развития цивилизованной государственности, эта ошибка стала представлять для России все большую опасность. Когда агрессивность этого образования начала выплескиваться за его границы - в то время против Дагестана - Москва решилась на новую войну. Тогдашняя популярность Путина базировалась на его бескомпромиссной позиции в чеченском вопросе. Он пообещал быстрое урегулирование проблемы, но превратил, тем самым, себя и Россию в заложников чеченского терроризма.
Шли годы и о политическом урегулировании вспоминали все меньше. Предложенное теперь чеченцам решение проблемы путем предоставления широкой автономии таит в себе очень большой риск для политики Путина, направленной на выстраивание вертикали жесткой государственной власти. Дело в том, что она противоречит его курсу на установление жесткого режима контроля федерального центра над субъектами федерации и может вызвать эффект домино.
К тому же еще не факт, что чеченские полевые командиры, добивающиеся полной государственной независимости, вообще пойдут на мирное урегулирование и покончат со своим нигилизмом. Мира в Чечне хочет прежде всего чеченское население, ненавидящие российских солдат-мародеров так же, как и 'борцов за независимость'. Но оно бесправно, как и большинство людей по всей России.