Окончание, начало читайте по адресу http://www.inosmi.ru/translation/216520.html
Далее приводится продолжение интервью Антония Мацеревича (Antoni Macierewicz), члена парламентского комитета по расследованию скандала с компанией PKN Orlen, газете 'Rzeczpospolita'.
Его основные тезисы таковы:
- Команда Квасьневского (Aleksander Kwasniewski) и Миллера (Leszek Miller) осуществляла в Польше стратегию Путина. Спустя три года после скандала с Orlen шанс приобрести Гданьский НПЗ (Rafineria Gdanska) есть только у российских компаний;
- за спиной Союза левых демократов (СЛД) действует топливная мафия, связанная с сотрудниками президентской канцелярии, аппаратом премьер-министра и даже с российскими чиновниками. Более половины доходов от продажи нефти идет мафии;
- Русские обманули польских политиков, чтобы помешать Польше диверсифицировать поставки. За спиной Кульчика (Jan Kulczyk) они вели переговоры с Качмареком (Wieslaw Kaczmarek). Используя жадность и некомпетентность Кульчика и политиков СЛД, они заманили Польшу в ловушку;
- СЛД и президент Квасьневский помешали попыткам покончить с абсолютным господством России в поставках нефти и газа. Они дискредитировали идею норвежского трубопровода, блокировали проект трубопровода Одесса-Броды и, в конце концов, позволили 'Газпрому' получить контроль над Orlen.
'За арестом бывшего главы Orlen Анджея Моджеевского (Andrzej Modrzejewski), - говорит Мацеревич, - стоял странный альянс Качмарека, Кульчика, Квасьневского и Миллера, хотя каждый из них вел свою игру. Все они согласились, что от OMV и J&S надо избавиться. Но кто их заменит? Возможно, планы распространялись на BGM, нефтяную компанию мафии? Как бы то ни было, в конечном итоге бизнес достался Кульчику или, во всяком случае, Petroval.
Сегодня 'Юкос' обанкротился, и Petroval вот-вот разделит его участь. А у Польши даже нет банковских гарантий, только гарантии обанкротившегося 'Юкоса'! Тем временем основные активы 'Юкоса' захватил 'Газпром'. Это означает, что в поставках нефти Польша окажется зависимой от той же компании, от которой она зависит в закупке газа. Вот такой ловкий ход России вызвали игры Миллера, Кульчика, Квасьневского и Качмарека. Впрочем, я думаю, что только Качмарек и Квасьневский с самого начала знали, к чему все идет. Однако у московского соглашения есть еще один аспект. Контракт был подписан на семь лет, с возможностью продления еще на три года. Это означает, что Польша не сможет продать Orlen никому, кроме какой-нибудь компании, зависящей от российской нефти'.
Почему?
'Если 60-65% поставок Orlen поступают от 'Юкоса' и изменить это юридически невозможно, тогда ни одна компания, предпочитающая закупать нефть в другом месте, не купит Orlen. Это исключает OMV, которая покупает нефть в Персидском заливе. На переговорах в Москве русские также сказали: 'Не вздумайте участвовать в нефтепроводе Одесса-Броды-Гданьск. На этот нефтепровод мы никогда не согласимся'.
Почему не согласятся?
'Качмарек объяснил это на заседании Совета кабинета в феврале 2002 года. По его словам, русские хотят развить сырьевую ось Одесса-Гданьск, чтобы на выходе получить преимущество над США. Качмарек был хорошо информирован. Собеседники Збигнева Вробеля (Zbigniew Wrobel) в Москве повторили это, заставляя Польшу отказаться от планов реальной диверсификации нефтяных поставок. Московское соглашение демонстрирует несостоятельность политики Миллера и Кульчика'.
Почему?
'Потому что на рубеже 2002-2003 гг. они поставили польский нефтяной сектор на грань катастрофы. Все эти разговоры о прямом доступе к месторождениям, об исключении посредника и так далее оказались пустой болтовней. А в суровой реальности были комиссии, агенты и 'Лукойл', требующий Гданьский НПЗ и в конечном итоге всю нефтехимическую промышленность Польши! С того момента Кульчик начал отчаянно пытаться наладить контакт с русскими. Все, что происходит после, включая встречу Кульчика и Алганова в Вене, - это попытка установить контакт. Но русским Кульчик больше не нужен, и венская встреча не получает продолжения.
Русские не хотят вести переговоры, потому что знают, что добились абсолютного господства в Польше. Они могут делать все, что захотят, потому что Польша беспомощна. Таким образом действия кабинета Миллера непосредственно подорвали энергетическую безопасность страны. Вместо выбора между российской и арабской нефтью так называемая диверсификация Миллера ограничила этот выбор Россией. Перспективы газовых поставок из Норвегии были отвергнуты, и вместо этого 'Газпром' получил монополию. Не были воплощены сценарии альтернативных поставок из Центральной Азии и слияния с OMV, поставляющей саудовскую нефть.
Качмарек четко изложил этот план на заседании Совета кабинета, но предостерег против 'антироссийской истерии'. Президент и премьер-министр заявляли, что пришло время 'широко открыться для России' и что приватизация нефтяной отрасли станет началом этого. Эти люди многие годы зависели от России, от ее чиновников и компаний, от нефтяных доходов. Тысячи больших и малых компаний, которые кормят членов СЛД, зарабатывают деньги на поставках российской нефти. Они присоединены к этой трубе. Вся социальная структура, на которой основана власть президента, присоединена к этой трубе'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Российское наступление ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Замоченные в нефти ("Trybuna", Польша)
Что же хочет "Лукойл"? ("Newsweek Polska", Польша)
Империя атакует ("Gazeta Wyborcza", Польша)