Все мы знаем, что Усама бен Ладен - злодей. Аналогичным образом, большинство из нас приходит к выводу, что и российский президент Владимир Путин на поверку оказался хуже, чем мы думали. Когда силы Америки настолько напряжены в борьбе с террором и тиранией по всему миру (второй пункт в этой программе появился 20 января 2005 г.), нельзя ли свалить их обоих одним ударом?
Вот одна идея на этот счет: нам следует поддержать суфийское сопротивление российскому великодержавному шовинизму в Свободной республике Нохчи-чу (Nokhchi-Chu).
Ладно, теперь объясним все подробнее. Нохчи-чу - другое название Чечни. Ее жители, заселившие клочок земли - тонкую полоску Кавказских гор, предгорья к югу от реки Сунжи и равнины к северу от реки Терек - называют себя нохчи, однако к ним прилипло прозвище 'чеченцы', созданное русскими шовинистами. Россияне, расширявшие свою империю, в начале 17 века впервые столкнулись с нохчи в стычке у аула, которому завоеватели позднее дали название Большой Чечен, расположенного к югу от нынешнего Грозного. С тех пор русские и местные жители-мусульмане (уже под новым названием 'чеченцы') ожесточенно сражались друг с другом, как и подобает народам, чьими национальными символами являются медведь и волк.
Три столетия подряд чеченский волк выл на луну, изливая свою скорбь, а россияне отмахивались от этих отчаянных воплей, говоря, что чеченцы делают из мухи слона. Несмотря ни на что, чеченцы уцелели в этом трехсотлетнем конфликте, пережив даже попытку Сталина истребить их полностью, отправив в жестокую тринадцатилетнюю ссылку в казахские степи. Вот вам краткий итог: русские вели себя очень плохо, а жертвами этого поведения стали чеченцы. К 1990 г. миллион уцелевших чеченцев решил, что с них хватит. Они попытались вырваться из объятий русского медведя, провозгласив независимость - порой она существовала де-факто, а порой отвоевывалась в долгой борьбе. Сегодня Россия ведет в регионе уже вторую войну, пытаясь удержать Чечню. Благодаря терактам, совершенным некоторыми 'паршивыми овцами' из числа чеченцев, ей удалось превратить законное стремление чеченцев в независимости в табуированную тему для международного сообщества в условиях, когда Россия ведет на собственной территории войну против так называемого терроризма.
Добрые русские, от Толстого до Солженицына, осознавали пагубное влияние на русскую душу притеснения малых народов вроде чеченцев, и неразрывную связь российского империализма с российской автократией. Русские, не отличавшиеся особой добротой - от печально знаменитого царского генерала Ермолова в 18 веке [так в тексте. А. П. Ермолов служил на Кавказе в 1816-27 гг. - прим. перев.] до нынешнего руководства Федеральной службы безопасности (ФСБ) - последнего перевоплощения КГБ со всеми его зловещими и жестокими задачами - считали угнетение инородцев путем имперской экспансии и порабощения полезным инструментом для превращения политического насилия в привычную черту автократического государства.
Теперь вернемся к господам бен Ладену и Путину. 'Аль-Каиду' привлекают такие места, как Чечня, Босния и Кашмир. Все они расположены на границах великой исламской империи прошлого. Они живописны: густые леса, красивые жители. Все это отлично смотрится на фото - многострадальные мусульманские народы вспоминают о славных традициях и изгоняют поработителей-неверных: христиан и индуистов. Именно в таких местах рождаются легенды: так, гражданина Саудовской Аравии Салима бен Салиха Аль-Сувейлима, более известного по 'подпольной кличке' Хаттаб - террориста, явно связанного с 'Аль-Каидой' - рекламировали в качестве романтического длинноволосого героя, борца за освобождение угнетенных. Его дерзкие акции, вроде нападения на российскую военную автоколонну у села Ярыш-Марды, снимались на видеопленку - эти записи распространялись на Ближнем Востоке как свидетельство того, что салафисты-ваххабиты являются авангардом возрожденного могущества ислама. Его смерть в результате 'предательского' отравления три года назад джихадисты изображают как благородную мученическую кончину - пример для мусульманской молодежи.
Г-на Путина, этого нового Франкенштейна, порожденного ФСБ, сочетающего рекламное обаяние, предназначенное для Запада, с жесткостью и властностью внутри России, также привлекают места вроде Чечни. Именно в таких местах можно легко состряпать пугало в виде чеченских бандитов, мафии и террористов, угрожающих матушке России. Если Чечня обретет свободу, утверждает он, вся Россия рухнет как карточный домик - и все это на фоне болезненной утраты престижа России как фундамента некогда могучего СССР.
В 2000 г. г-н Путин и его партия 'Единая Россия' пришли к власти именно благодаря раздуванию чеченской проблемы. Странно, но факт: в течение последнего десятилетия любые попытки мирного урегулирования чеченского конфликта срывались из-за какого-нибудь жестокого теракта, причем кровавые следы в подавляющем большинстве случаев вели в лабиринты Кремля. Более того, нарушения прав человека в Чечне просто ужасают: русское слово 'зачистка', отзывающееся тревожным эхом 'этнической чистки', должна занять подобающее место среди атрибутов тирании, подобно другим понятиям российского происхождения: 'ГУЛАГ' и 'погром'.
Таким образом, в Чечне тирания и террор подпитывают друг друга. И террористы из 'Аль-Каиды', и российский 'самодержец' приводят события в этой республике в качестве оправдания своих действий. Слово 'Чечня' превратилось для обеих этих сил, угрожающих миру, в боевой клич и решающий аргумент. Каким же образом поддержка суфийского сопротивления в Чечне позволит нанести удар по бен Ладену и г-ну Путину одновременно?
Как свидетельствуют исторические факты, чеченцы начали в массовом порядке отказываться от традиционных анимистских верований и переходить в ислам лишь около четырехсот лет назад. Этому процессу способствовало распространение суфизма - одной из разновидностей суннитского течения в исламе. Салафисты-вахаббиты, вроде приверженцев 'Аль-Каиды' ненавидят - в буквальном смысле ненавидят - суфиев. Если ваххабизм проповедует ненависть, ксенофобию и аскетизм, то суфизм построен на любви к богу, распространяемой на все его создания. Суфии отличаются колоритным и дружелюбным поведением, и они отлично поладили с такими же колоритными жизнелюбами - чеченскими горцами и крестьянами, еще в незапамятные времена выработавшими собственный традиционный кодекс поведения. В течение трехсотлетнего конфликта преобладавшие в Чечне две разновидности суфизма были знаменем сопротивления - они определяли его символику и героев, вроде легендарного имама Шамиля, жившего в 19 веке.
В последние 100 лет, когда большинство стран исламского мира охватил современный материализм и урбанизация, суфизм переживал упадок. Однако это умеренное духовное течение суннитского ислама можно возродить в качестве противовеса ваххабизму, и один из способов достижения этой цели - бросить клич по всем мусульманским странам: даешь пассивное сопротивление в Чечне!
Когда-то Америка и ее спецслужбы умели творчески подходить к борьбе с врагами свободы. Они даже пытались пробудить суфийское сознание у жителей мусульманских республик Центральной Азии, в качестве одного из способов подрыва советского государства. Сегодня же возможности подобных 'озорных диверсий' по-глупому упускаются.
Например, в иорданской разведке - по сути, филиале ЦРУ - непропорционально велика доля сотрудников чеченского и, в целом, кавказского происхождения. Лет 150 назад российские захватчики изгнали их предков с Кавказа, и нынешнее поколение этого не забыло. Более того, в Ираке существуют целые ордена суфиев, которые находятся на содержании у американской разведки. Интересно, кто-нибудь когда-нибудь сможет сложить дважды два?
Представьте себе как мистики-суфии стекаются в Чечню и с цветами в руках преграждают дорогу российским танкам, подобно китайским студентам на площади Тяньаньмэнь. Все это можно заснять на пленку: можно даже создать новый термин 'пацифист-смертник'. Разве это не станет мощным и романтическим примером для ближневосточной молодежи? И как на это отреагируют полуголодные и уставшие от войны российские призывники? Один из стереотипов относительно русского характера гласит: россияне склонны к сентиментальности.
Подобная тактика выбьет почву из-под ног и у 'Аль-Каиды', и у 'Единой России'.
Стоит повнимательнее присмотреться и к самим чеченцам: Шамиль Басаев и его движение 'Риядус-Салихин' перешли на сторону мракобесов-ваххабитов, однако умеренные деятели, вроде действующего президента Свободной Чечни Аслана Масхадова, последовательно осуждают как империализм, так и терроризм. Кремлю удалось убедить Белый дом, что все чеченцы-нохчи безнадежны. Один из таких чеченцев, которого российская пропагандистская машина и ее прислужники изображают 'главарем чеченской мафии' - Хож-Ахмед Нухаев. Кому-то из Вашингтона стоит позвонить ему в столицу Азербайджана Баку и попросить дать соответствующие указания чеченскому суфийскому подполью.
Дзюдо - вид боевых искусств, которым хорошо владеет г-н Путин. Его главный принцип - превратить силу противника в его слабость. Чечня - одновременно сильная сторона и слабое место 'Аль-Каиды', да и российского авторитаризма, который все больше превращается в международную угрозу. Превращение борьбы чеченцев в торжество умеренного суннитского ислама и российской демократии - вот способ 'дешево и сердито' добиться важного морального результата. Пожалуй, членам внешнеполитической команды и руководителям разведки в администрации Буша стоило бы записаться в секцию дзюдо, и чем скорее, тем лучше.