Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поле битвы после победы принадлежит . . . Ющенко?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шоколадному королю Украины еще никогда не было так сладко жить. Большую часть своего состояния, которое оценивается в 200 миллионов долларов, Петро Порошенко сделал на конфетах - импортировал в страну какао с самого начала 90-х годов, а потом открыл 'Рошен' (Roshen) - самую крупную кондитерскую фабрику на Украине. Сегодня грузноватый для своих 39 лет бизнесмен, кроме того, владеет телеканалом и несколькими компаниями по продаже автомашин, а также постами депутата и председателя влиятельного комитета по бюджету в Раде, украинском парламенте

Сможет ли новый президент Украины отвернуть ее в сторону от кумовства и коррупции? Или ремонт страны останется косметическим?

Шоколадному королю Украины еще никогда не было так сладко жить. Большую часть своего состояния, которое оценивается в 200 миллионов долларов, Петро Порошенко сделал на конфетах - импортировал в страну какао с самого начала 90-х годов, а потом открыл 'Рошен' (Roshen) - самую крупную кондитерскую фабрику на Украине. Сегодня грузноватый для своих 39 лет бизнесмен, кроме того, владеет телеканалом и несколькими компаниями по продаже автомашин, а также постами депутата и председателя влиятельного комитета по бюджету в Раде, украинском парламенте.

Но богатство - это еще не все. Сейчас, после декабрьского повторного голосования, по результатам которого кандидат-реформатор Виктор Ющенко вырвал победу у кандидата от правящей элиты Виктора Януковича, Порошенко стало еще лучше. Во время выборов он поставил все свое влияние на Ющенко и отдал ему свой 'Пятый' телеканал. Ющенко он поддерживал еще с 1999 года, когда тот сам был премьер-министром. И теперь, по его собственным словам, около сорока дел по обвинению в коррупции, которые возбудил против него режим бывшего президента Леонида Кучмы, закончились либо в его пользу, либо вообще ничем.

- Я считаю, люди начнут замечать изменения на Украине уже скоро, скажем, через полгода, - говорит Порошенко, разводя руками над столом в своем скромном офисе в Киеве, - мы должны показать, что по каждому делу о коррупции люди несут серьезную ответственность. Я не романтик и не верю, что ситуация изменится в один день. Но я на сто процентов уверен, что вся эта ситуация создавалась сверху.

Все экономические показатели говорят, что Украина полностью готова к переменам. В последние четыре года экономика страны стабильно растет. Украина поддерживает значительный профицит торгового баланса, прежде всего за счет экспорта продукции тяжелой промышленности - стали и химии, составляющих 60 процентов всего экспорта. За прошлый год рост ВВП потавил рекорд, достигнув 12 процентов, что стало лучшим показателем во всей Европе. Если ситуация на фондовом рынке может служить индикатором поддержки платформы Ющенко в стране, то для оптимизма есть все основания: за время после декабрьских выборов индекс украинской торговой системы вырос на 30 процентов.

Однако выкорчевать корни старой системы будет нелегко. На протяжении всей своей истории страна жила практически одной только коррупцией и принципом 'рука руку моет'.

Почти половина экономики находится в тени. Несмотря на отравление осенью во время избирательной кампании (наверняка с посторонней помощью, хотя кто знает), Ющенко выжил, и теперь остается только гадать, сколько лет насчитает президенту судьба, если ему все же удастся выполнить свою программу и повернуть страну от экономики, замешанной на кумовстве и семейственности, к свободному рынку.

- Ясно, что на политическом ландшафте грядут значительные перемены. Очень многое больше не будет делаться по-кучмовски, - говорит Хартмут Якоб (Hartmut Jacob), главный украинский менеджер инвестиционного банка Renaissance Capital, крупнейшей биржевой компании в России, - вопрос лишь в том, в какую сторону все изменится и насколько.

В качестве премьер-министра, а еще раньше и председателя Центрального банка Украины (Ukraine's Central Bank), Ющенко провел немало реформ, что, вкупе с его программными заявлениями о построении прозрачной политической системы и борьбе с коррупцией, дает немало поводов к размышлениям относительно того, чем он будет заниматься, когда придет к власти. Хотя гвардия Оранжевой революции уже покинула Площадь независимости в центре Киева - холодную и мрачную в это время года, только вид позолоченных памятников независимости немного поднимает настроение - главные сподвижники Ющенко вовсю работают над крупными планами реформ, в которые входит проведение открытой приватизации, внесение поправок в налоговый кодекс, создание свободной прессы и очищение судебной и правоохранительной системы от скомпрометировавших себя судей и других должностных лиц.

Однако, дабы не провоцировать тревогу Запада относительно неприкосновенности частной собственности (вспомните о "ЮКОСе"), много говорилось и о том, что результаты приватизации пересматриваться не будут. Пересмотр коснется только самых явных случаев злоупотреблений. Сейчас речь в основном идет о 'Криворожстали', крупнейшем производителе стального проката на Украине. На аукционе, проводившемся прошлым летом, компанию предлагали купить за 1,2 миллиарда долларов, но продана была 'Криворожсталь' зятю Кучмы Виктору Пинчуку и самому богатому олигарху на Украине Ринату Ахметову всего за 800 миллионов долларов.

В Киеве многие испытывают вполне оправданное беспокойство по поводу того, то реальных реформ добиться, может быть, и не удастся. Кое-кто уже задается вопросом, не стали ли последние выборы просто сменой вывески олигарха Ахметова за 1 миллиард долларов на несколько более скромную вывеску олигарха Порошенко - всего за 200 миллионов. Власть ведь развращает любого, так кто сказал, что эта реформа будет успешной? Против таких мыслей есть всего три козыря: неожиданно открывшаяся политическая воля традиционно терпеливого и фаталистически настроенного украинского народа, которую просто так не отбросишь; Европейский Союз, в члены которого Ющенко планирует привести Украину; и деньги Запада, которые только начали течь в страну и могут начать так же легко вытекать из нее, если грязный бизнес не уступит место чистому.

Разговоры разговорами, а тем временем в коалиции Ющенко появляются первые трещины. Сорокапятилетняя Юлия Тимошенко, сделавшая себе состояние на продаже энергоносителей и занимавшая пост вице-премьера в правительстве, председателем которого был Ющенко, во время избирательной кампании была одним из самых активных сторонников Ющенко. Кроме ее денег и длинных ногтей, Тимошенко везде узнают по прическе, собранной в косы, уложенные кругом на голове. Так она обращается к сердцам жителей 'сельского пояса' на Украине, попутно не давая им вспомнить о том, что сама она всю жизнь жила в 'серой зоне'.

Состояние Юлия Тимошенко сколотила в 90-х годах на торговле газом, когда во главе страны стояло правительство премьер-министра Павла Лазаренко, в июне прошлого года осужденного за вымогательство и отмывание преступных доходов и сейчас сидящего в федеральной тюрьме в Сан-Франциско. Когда премьер-министром был Ющенко, Тимошенко быстро перебралась на другую сторону и стала 'острием копья разгневанной общественности', возглавив атаку на энергетическую отрасль и всех тех, кто, приходя в нее, мгновенно становился миллионерами. Правительство Кучмы обвинило ее в подкупе Лазаренко и в 2001 году на месяц бросило ее в тюрьму - просто 'поучить уму-разуму', потому что дела впоследствии пришлось закрыть. Однако это заключение оказало на нее совершенно противоположное действие и превратило Тимошенко в непримиримого противника власти.

Во время Оранжевой революции она не раз залезала на крышу автобуса и оттуда вместе с толпой требовала отставки правительства. Она называла Кучму 'рыжим тараканом', а ее внешность выгодно оттеняла лицо изуродованное лицо Ющенко, когда она стояла плечом к плечу с кандидатом на сцене, сооруженной на Площади независимости.

По словам Тимошенко, у нее есть письмо, в котором Ющенко обещал выдвинуть ее на утверждение в качестве премьер-министра. Однако у нового президента есть немало оснований этого не делать - он должен принять решение по кандидатуре премьер-министра в начале февраля, через несколько дней после вступления в должность, - а выдвинуть вместо нее кого-нибудь более умеренного, вроде того же Порошенко.

Когда Ющенко нужны были острые когти и крепкие зубы, Тимошенко была ему необходима, но в Киеве подозревают, что теперь, когда он стал президентом страны, опасно расколотой на две части, время лозунгов и обвинений прошло.

Вряд ли Тимошенко остудила свой пыл. В своем офисе в Киеве после выборов она много говорила о необходимости 'разделения бизнеса и власти' и важности создания нормальных условий для существования новой оппозиции.

- Никто не верит постоянно в честное и чистое правительство. Это реальность. Нам необходимо ввести новую систему и конституцию, которая обеспечит надлежащий контроль над исполнительной властью, - утверждает она.

Вряд ли Ющенко сейчас хочет услышать именно это. Ему сейчас будет чрезвычайно трудно не отвратить от себя все различные политические силы, которые помогли ему прийти к власти и при этом удержать Украину от раскола. В стране, пропитанной неуважением к закону, сейчас главная цель - стабильность: не только как ее добиться, но и как ее удержать.

- Люди, по крайней мере, после последних выборов, теперь дважды подумают, прежде чем делать глупости, говорит Дмитрий Тарабакин, директор компании Dragon Capital, самой крупной по объемам вложений инвестиционной компании в стране, - единственное, я надеюсь, что люди не станут надевать оранжевые шарфы, только чтобы побрататься с новыми властями, а другой рукой воткнуть им нож в спину.

'Я не романтик и не верю, что ситуация изменится в один день'.