В октябре прошлого года в резиденции для официальных государственных делегаций в Пекине президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao) подписали в присутствии министров иностранных дел двух государств историческое соглашение о полной делимитации российско-китайской границы на всем ее 4374-километровом протяжении. Подобное соглашение было подписано впервые. В прошлом граница между двумя странами была объектом нескольких вооруженных столкновений.
Из-за разногласий по поводу нескольких спорных островов на реках Амур, Уссури и Аргунь, по которым проходит северо-западная граница КНР с РФ, прийти к этому соглашению было нелегко, и для этого потребовалось немало времени и усилий.
Никто не омрачил торжественную церемонию подписания своими замечаниями о том, что эта граница пролегает между Внутренней (китайской) и Внешней (российской) Манчжурией, обе части которой исторически принадлежали Китаю перед тем, как Россия вынудила его заключить в годы правления слабого в политическом отношении императора из династии Квинг два неравноправных договора - в 1858 и 1860 гг. То были два последних договора 'столетнего периода унижений' Китая, действия которых никто не отменял.
Оба руководителя охарактеризовали подписание этого соглашения как 'важный вклад в дело обеспечения безопасности и стабильности в азиатско-тихоокеанском регионе и во всем мире в целом'. Однако уверен, что Путина меньше всего заботила судьба нескольких мелких песчаных речных островков, на которые претендовал Пекин, и с которыми он в итоге легко расстался. Гораздо больше его заботила проблема укрепления российского влияния в Восточной Азии в тот исторический период, когда рухнул оплот России в Восточной Европе, и возникла необходимость что-то противопоставить растущему присутствию и влиянию Соединенных Штатов на Кавказе и в Средней Азии.
Все дело в том, что в деле обеспечения успешного развития своей экономики Россия во все возрастающей степени зависит от уровня ее отношений со странами Восточной Азии, и в первую очередь с Китаем. В случае возникновения серьезных проблем в экономике России ее ВПК оказался бы в крайне тяжелом положении, не имей он в лице КНР столь крупного рынка сбыта вооружений, производимых как на самих предприятиях ВПК РФ, так и на предприятиях поставщиков и смежников. Зависимость от оборонных заказов Пекина стала столь ощутимой, что РФ и КНР договорились провести в этом году на территории Китая крупномасштабные совместные военные маневры.
Россия рассматривает предстоящие маневры главным образом как реальную возможность продемонстрировать новинки своего ВПК, в закупке которых мог бы быть заинтересован Пекин. Российскому военному ведомству удалось преодолеть сопротивление политического руководства страны относительно целесообразности проведения подобного смотра боевой техники. Таким образом, готовы для продажи в КНР современные образцы авиатехники: дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 и стратегический бомбардировщик Ту-95. Эскадренные миноносцы, авианесущие крейсеры и другие боевые корабли российского производства смогут обеспечить Китаю создание своего собственного тихоокеанского флота. Российскими ракетами можно будет поражать авианосцы ВМС США, в случае возникновения с их стороны угрозы новоиспеченным военно-морским силам КНР. Все вышеперечисленное вооружение либо уже поставлено, либо обещано Китаю российским руководством.
Юго-восточные регионы России попали в столь стремительно растущую экономическую зависимость от Китая, что Путин вынужден был вмешаться, чтобы попытаться замедлить подобные негативные процессы. Поскольку хозяйственно-экономическая деятельность в этих регионах пришла в упадок, и наблюдается мощный отток населения из этих мест, сюда устремились китайцы, заполняя вакантные места.
Экспорт ТНП из Китая в этот регион переживает период бурного роста. Наблюдается стремительный рост китайских инвестиций в создание в приграничных районах ресторанов, отелей, в разработку природных ископаемых. Порой это делается в обход закона, как например, ведущаяся в крупных масштабах незаконная вырубка леса, или отгрузка с российских госпредприятий под видом металлолома металлоизделий и ценного металлосырья.
По инициативе Путина был резко поднят с 200 до 300 процентов размер пошлин на продукцию китайского экспорта в Россию. Федеральные власти пригрозили местным властям принять соответствующие меры воздействия в случае несанкционированного строительства новых мостов через текущие вдоль госграницы реки и создания не согласованных с Центром новых торговых зон. Глава российского государства также ответил отказом на предложение китайской стороны предоставить в лизинг два морских порта, расположенные к северу от Владивостока. Правда, он уже не мог остановить завершение проекта строительства железнодорожной магистрали, связывающей Владивосток с китайским Хунчуном. Здесь, в районе г. Хунчун, пересекаются границы РФ, КНДР и КНР. Благодаря появлению в этих местах железной дороги здесь бурно развивается торговля, кипит деловая активность; с китайской стороны по направлению к ней пролегла трасса недавно построенной автомагистрали.
Когда Путин поставил крест на договоренности между 'Юкосом' и китайской стороной о строительстве нефтепровода из Сибири в Данкинг в провинции Хейлонгжанг, это воспринималось как пощечина Китаю. Возмущение китайцев еще больше усилилось, когда Россия объявила о достигнутой с Японией договоренности о строительстве нефтепровода, трасса которого будет проложена в лежащий к северу от Владивостока порт Находка, расположенный на берегу Японского моря.
А между тем это был мастерский стратегический ход Путина. Благодаря своей умелой тактике он заручился благосклонностью Японии и миллиардами ее долларов, необходимыми для строительства нефтепровода. Китайцы ему этих денег не обещали. После того как договор с Японией был подписан, российский лидер заявил, что не составит проблемы сделать ответвление от магистрального трубопровода в сторону Китая. Он также пообещал утроить объем поставок российской нефти, доставляемой в КНР по железной дороге - с нынешних 10 млн. до 30 млн. тонн в год.
Путин также предложил обсудить возможность продажи китайской государственной нефтяной компании 20% акций 'Юганскнефтегаза' - бывшего главного добывающего предприятия 'Юкоса'. Россия также предлагает включить в повестку дня переговоров с китайской стороной предложение о строительстве нефтепровода с месторождений жидких углеводородов в Казахстане в Китай и совместно с КНР вести разработку казахского месторождения Курмангази. Вполне возможно, что при таких перспективах китайская сторона сможет больше выиграть, чем от сделки с 'Юкосом'. При этом и японцы остаются довольны.
Для создания полной картины происходящего можно добавить, что на прошлой неделе председатель правления крупнейшего газового концерна в мире ОАО 'Газпром' Алексей Миллер вылетел в Северную Корею для участия в переговорах по совместной разработке северокорейских нефтегазовых месторождений и строительстве экспортного газопровода, рассчитанного на поставки российского газа в Северную и Южную Кореи.
Из всего сказанного нетрудно понять, что пока что все страны Юго-Восточной Азии весьма довольны Россией, за исключением разве что Тайваня. Во время своего визита в Пекин Путин подчеркнул, что РФ не поддерживает идею предоставления независимости Тайваню. Россия рассматривает Тайвань как неотъемлемую часть КНР, и будет против принятия этой страны в международные организации, включая ООН. При этом он не стал упоминать о поставках американских вооружений Тайваню, да и к чему? Ведь, если они прекратятся, Китаю, возможно, не потребуется закупать вооружение в России.
Автор - научный сотрудник Королевского института международных отношений (Великобритания)