Прокатившаяся по всей России после новогодних праздников волна демонстраций пенсионеров, закончилась их однозначной победой. Попытки депутатов Государственной думы представить пенсионеров как психически неадекватных стариков и полусумасшедших старух, вылились в общее гражданское недовольство, особенно после наезда на пожилую женщину джипа без номеров в Новосибирске. Женщина с переломом ног доставлена в клинику, местные власти, наконец, поняли, что угрозой возбуждения уголовных дел против людей, готовых бросаться под автомобили, дело не решишь. Местные губернаторы в массовом порядке стали пересматривать реформу, которая носит совершенно непонятную для пожилых людей формулировку - 'монетизация льгот'.
В большинстве регионов люди не только не получили обещанные деньги, но и реально убедились, что обещанные выплаты крайне незначительны для поддержания и без того низкого уровня жизни. 15 областей России вернули старикам в той или иной форме их привычные льготы. Дальше всех пошел губернатор Челябинской области, сохранивший все льготы в полном объеме.
Такую роскошь, как отход от замены льгот на деньги, могут позволить себе только богатые регионы, так называемые доноры. Другие сделали это частично, вернув пенсионерам право на бесплатный проезд. Нищие регионы выжидают, что скажет Москва, потому что принять решение самостоятельно у них нет средств, а свалить ответственность на Центр - это в России умеют очень хорошо. Не случайно, оппозиционные партии, такие, как СПС, ' Яблоко', КПРФ вывели своих приверженцев под лозунгами недоверия президенту Путину.
И здесь возникает главный российский вопрос, который сформулировал великий русский писатель Александр Герцен - 'Кто виноват?' Для массового сознания безусловно виноват президент. Огромная популярность и высокий рейтинг Владимира Путина играет в данной ситуации как раз против его политического имиджа. С Путиным связаны все надежды на улучшение жизни и президент не упускает случая продемонстрировать свою озабоченность именно низким уровнем доходов граждан. В середине прошлого года он публично признался, что его самая большая боль - это нищета населения. Это прозвучало как программное заявление и было расценено населением как принципиальная позиция главы государства. Пенсионеры так спокойно воспринимали переход на 'монетизацию' еще и потому, что за пару недель до Нового года, Президент принял министра Зурабова и тот с экрана телевизора заверил главу государства, что ухудшения положения пенсионеров не будет.
Считать, что министр так примитивно дезориентировал президента наивно. Пенсионная реформа, это не только бюрократическое решение на уровне министра, это еще и выполнение важнейших экономических приоритетов, имеющих, безусловно, политическое благословение главы государства. В новейшую историю России вошла фраза бывшего президента Бориса Ельцина : ' Во всем виноват Чубайс'. Тогда речь шла о невыплате зарплат и пенсий. Ждать от Путина такой глупости не стоит, он никогда не скажет, что во всем виноват его министр Зурабов. А вот поставить президенту вопрос, как получилось, что освященная им пенсионная реформа провалилась, было бы вполне логично.
И здесь возникает серьезнейшая проблема взаимоотношения Кремля и Думы. Собственно, имея политический заказ Кремля на проведение реформы, Дума штампует законы, в надежде понравиться президенту. А он отклоняет эти сырые законы, такие как недопущение насилия на экране, и распитие пива на улице. И заигравшись в реальную политику и пиар, Дума, потеряла, в конечном итоге, ориентиры, выдав серьезнейшую проблему пенсионной реформы на уровне закона о пиве. А когда начались уличные волнения, то первой реакцией спикера думы Бориса Грызлова, бывшего министра внутренних дел, была угроза вышедшим на улицы старикам. Его заместитель Любовь Слиска оказалась по- женски умнее. Она стала грозить увольнением министру Зурабову. А когда стало ясно, что головы Зурабова для улицы мало, лидер фракции 'Родина' Дмитрий Рогозин стал громко кричать об отставке всего кабинета, в том время, как члены его фракции тут же заявляют о поддержке Фрадкова.
Дума, которая по политической логике должна нести главную ответственность за формулируемые ей законы, вовсе не хочет снимать штаны для порки, полагая, что знает ответ на вопрос ' Кто виноват?' Более того, Дума , якобы, знает и ответ на вопрос другого же писателя Чернышевского ' Что делать?'. Есть подозрение, что она действительно знает что делать, но ждет разрешения на это чиновников из Кремля. А раз так, то Дума вновь готова подставить своего президента.