Влияние России на Кавказе - да и на всем пространстве бывшего Советского Союза - значительно ослабло после ноября 2003 года, когда в Грузии прошла 'революция роз'. Хотя Грузия движется в сторону сближения с Соединенными Штатами и Европейским Союзом главным образом из экономических соображений, Москва именно Грузию в основном видит причиной 'оранжевой революции' на Украине и последовавшую за ней, как кажется России, потерю ее влияния в этой стране.
Пока президент Грузии Михаил Саакашвили и президент Украины Виктор Ющенко ездили в Страсбург на заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), президент России Владимир Путин открыто встречался в Москве с лидерами сепаратистов, включая новоизбранного президента Абхазии Сергея Багапша и побежденного на выборах кандидата в президенты Украины Виктора Януковича. Политика России в отношении Грузии стала явно гораздо более жесткой с момента прихода к власти Саакашвили - как считают региональные эксперты, из-за того, что Саакашвили четко обозначил западный вектор своей политики. Однако в долгосрочной перспективе решение России наказать Грузию и других лидеров оппозиции в бывших республиках может сработать и против интересов самой России.
Абхазия
Первым серьезным ударом по влиянию России в этом соседнем с ней регионе стали не выборы на Украине, а - еще в октябре - выборы в Абхазии. Официально Абхазия до сих пор считается частью Грузии, однако она фактически независима от нее с войны, прокатившейся по стране в середине 90-х годов и многими связываемой с участием России. Россия же поддерживает режим, правящий сейчас в Абхазии. Ее граница с Грузией находится под надзором российских миротворцев, единственная валюта, имеющая хождение здесь - это российский рубль, и все проекты экономического развития связываются с инвесторами из России. Москва также платит в Абхазии пенсии; кроме того, большая часть населения Абхазии имеет российские паспорта.
Кандидат в президенты Рауль Хаджимба активно встал на пророссийскую платформу, обещая народу увеличение инвестиций из России и упрочение связей с Москвой. Сергей Багапш, которого в российских средствах массовой информации считали оппозиционным кандидатом, также ратовал за более тесные связи с Россией. Ни один из кандидатов ни одного доброго слова не сказал о Грузии или о возможности улучшения грузино-абхазских отношений.
Тбилиси дистанцировался от этих выборов вообще; независимость Абхазии и, следовательно, результаты выборов признает только Россия, так что российская пресса оставалась единственным источником, посредством которого о выборах узнавали во внешнем мире. Несмотря на поддержку Кремля и других российских политиков, Хаджимба, согласно официальным результатам, проиграл выборы 3 октября, что чуть не привело к гражданской войне, когда он отказался признать оглашенный Центральной избирательной комиссией результат. Дело дошло до кульминации в декабре, когда Багапш отказался оставить планы официального вступления в должность.
В ответ на неожиданный 'непорядок' в республике, полностью от нее зависящей, Россия закрыла границу и прекратила торговлю с Абхазией, практически лишив абхазов возможности продавать цитрусовые, что для многих из них - единственный источник существования. С одной стороны, показав свою силу, Россия смогла убедить Багапша в том, что с ней нужно считаться, но с другой - такая ситуация только подчеркнула настоящую причину его победы, о которой много говорили аналитики. Единственная разница между двумя кандидатами состояла в том, что Багапш призывал к созданию по-настоящему независимой Абхазии, которую могло бы признать международное сообщество.
В том состоянии, в котором сейчас находится Абхазия, ни Тбилиси, ни Сухуми не хотят иметь друг с другом никаких отношений, и Грузия отказывается пропускать через свои границы товары в Абхазию - доходило даже до того, что летом Саакашвили приказывал обстреливать турецкие суда, направлявшиеся в абхазские порты. Это оставляет для Сухуми только одну возможность: поддерживать отношения с Москвой. Но, пусть даже вероятность того, что хоть одна страна международного сообщества признает независимость Абхазии, чрезвычайно низка, даже твердое решение самого Багапша двигаться в этом направлении было воспринято как угроза существующему положению вещей.
Благодаря немедленному введению эмбарго на закупку абхазских товаров Москве удалось уговорить Багапша пойти на компромисс между двумя бывшими соперниками. За несколько дней до своей предполагаемой инаугурации Багапш согласился на повторное голосование, на которое вышел вместе с Хаджимбой в качестве своего кандидата в вице-президенты. В рамках нынешнего соглашения Хаджимба получает большие полномочия, включая, как говорят, право распоряжаться 40 процентами государственного бюджета. С самого 12 декабря, когда Багапш был избран президентом, он усиливает накал своих высказываний против Грузии и открыто призывает к углублению связей между Абхазией и Россией. Итак, в результате Москва все-таки смогла снова забрать по свое крыло непокорную республику, хотя это и потребовало от нее отхода на последний рубеж.
'Оранжевая революция'
Несмотря на то, что на президентских выборах на Украине Россия поддерживала своего кандидата Виктора Януковича гораздо сильнее, чем своего кандидата в Абхазии, он не смог победить кандидата от оппозиции Виктора Ющенко. Аналитики немало копий сломали, споря, что в реальности будет означать победа Ющенко для российско-украинских отношений, но, как бы Ющенко ни поворачивал голову на Запад, Украина все равно остается одним из крупнейших торговых партнеров России. У России и Украины между собой мощные исторические, религиозные и этнические связи. И первым местом, куда поехал новый президент по вступлении в должность, стал Москва, хотя прямиком оттуда он направился в Страсбург.
Остается еще один важный вопрос: что будет означать растущая тенденция мирных восстаний для президентов, правящих в остальных бывших республиках под крылом России? Как бы неприятна для Москвы ни была победа Ющенко, она будет иметь далеко идущие последствия для отношений между Россией и Украиной только в одном случае: если Путин решит наказать Ющенко таким же отношением, какое испытывает на себе сейчас президент Грузии Михаил Саакашвили. Украинцы голосовали за Ющенко не столько назло России, сколько против всепроникающей коррупции в их собственной стране и против сомнительных результатов выборов. Ющенко и так уже что только не сделал, чтобы утихомирить русских в восточной части страны - даже высказался в защиту русского языка на Украине. И его ориентация на Запад - не столько утверждение о его антипатии к России, сколько простое и поддержанное народом желание сделать жизнь в своей стране лучше. Но его позиция может измениться, если Россия не проявит решимости активно сотрудничать с Ющенко.
На то, чтобы доказать своей разделенной пополам стране, что Украина только выиграет от связей с западными странами, у Ющенко есть примерно год. Если Россия будет упорно пытаться саботировать его усилия так же, как она это делает с Грузии и Абхазии, на следующих парламентских выборах Путин рискует получить гораздо более чувствительный удар. Поддержав Ющенко, Россия поспособствует стабилизации ситуации на Украине, что укрепит связи между этими двумя странами и обеспечит стабильность во всем регионе. Любой шаг Москвы, направленный на то, чтобы еще больше разозлить Украину - особенно западную ее часть - чреват обратным эффектом.
Новые этнические противоречия только сузят возможности России увеличить свое влияние в регионе, потому что за происходящим на Украине внимательно следят и действующие лидеры, и оппозиционные силы остальных государств бывшего Советского Союза. Если станет очевидно, что Москва не собирается терпеть никаких действий, которые, по ее собственному мнению, смогут ослабить ее влияние в регионе, они могут начать больше склоняться к тому, чтобы принять экономическую и военную помощь Запада. Конечно, для тех, кто сейчас у власти, дружба по-российски может показаться благом, но оппозиционеры, если им станет ясно, что в Москве их страны считают не суверенными государствами, а собственными внутренними проблемами, будут гораздо сильнее бороться за то, чтобы полностью освободить свои страны от влияния Москвы.
'Особые отношения' России и Грузии
Непрекращающиеся попытки Москвы вмешаться в решение этнических проблем на территории Грузии не привели к усилению России на Кавказе. Даже до 'революции роз' от усилий Москвы по дестабилизации региона и подчинения его себе с помощью военной силы хуже стало только самой Москве. В 2002 году Москва обвинила Тбилиси в том, что власти Грузии укрывают террористов в Панкисском ущелье на границе с Чечней, где власти нет вообще никакой. Однако увеличения российского воинского контингента в Грузии не произошло. Скорее наоборот: в результате этих обвинений пришли Соединенные Штаты и провели в армии Грузии свою программу 'Обучи и оснасти' (Train and Equip Program). А с приходом к власти Саакашвили Грузия вообще все возможное делает для упрочения связей с Соединенными Штатами и Европой.
Россия не прекращает поддерживать лидеров сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии потому, что таким образом хочет подорвать стабильность в Грузии и отпугнуть от нее иностранных инвесторов. Но на самом деле очевидность российского вмешательства только помогла грузинскому руководству искать поддержки и участия на Западе. В своей речи в Страсбурге Саакашвили прямо заявил, что Россия не в состоянии привести Грузию к мирному разрешению противоречий в Абхазии и Южной Осетии, и решение Венецианской комиссии [ПАСЕ] принять активное участие в разработке проекта мирного решения еще более ослабляет влияние России в ее же ближнем зарубежье.
Последний тактический прием Москвы - наложение вето на дальнейшие действия пограничных патрулей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, несущих службу на границах Чечни, Ингушетии и Дагестана - оказался более успешным. Нынешняя политика России предусматривает, что к концу весны на этих границах больше не останется ни одного международного наблюдателя. Когда растает снег, чеченским повстанцам снова станет легко переходить на территорию Грузии - то есть, по версии России, Москва снова получит прекрасный повод бомбить Панкисское ущелье либо вынудить Грузию принять большее количество российских миротворцев внутри грузинских границ. Эти войска добавятся к уже имеющимся контингентам, стоящим вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией, а также к двум российским военным базам в Батуми и Ахалкалаки.
Но и здесь Россию наверняка ждет ответная реакция. Саакашвили и его правительство уже активно ищут организации, готовые заменить группы наблюдателей ОБСЕ, и Европейский Союз уже высказался в этом отношении неопределенно-заинтересованно. Хотя разговоры о введении патрулирования границ силами ЕС пока что неконкретны, любой шаг, могущий привести к тому, что там появятся независимые международные наблюдатели, работает против России. Когда миссией наблюдателей управляла ОБСЕ, у России был свой голос и своя роль в процессе. Если эта задача перейдет к ЕС, Москва сможет сказать уже совсем мало, и ее утверждения о том, что грузинское правительство недостаточно сильно, чтобы самостоятельно обеспечить безопасность собственных границ, развеются в дым.
Тбилиси и союзники Грузии также проявляют все больше твердости в отношении двух остающихся на территории Грузии российских военных баз. В январе Саакашвили отрицательно высказался о том, чем занимаются российские миротворцы на территории Грузии. На основе нынешних военных баз Грузия предложила России создать совместные антитеррористические центры. Россия пока что заинтересованности в этом проекте не выказывала, но, если она продолжит своей силовой тактикой отталкивать от себя международное сообщество, Грузия от этого же международного сообщества получит гораздо более сильную поддержку, и, возможно, сможет набрать достаточно сил, чтобы полностью выдворить русские войска из страны.
Проблемы в Армении
Армения - еще один подводный камень для российского влияния. В прошлом Армения была настоящим бастионом поддержки России на Кавказе. Россия уже давно поддерживает эту страну и в экономическом, и в военном плане - весь потребляемый ею газ, например, Армения получает именно из России. При том, что на Россию приходится всего лишь 20 процентов армянского экспорта, в России живут, по различным данным, до двух миллионов армян, а их семьи дома кормятся только с тех денег, что приходят оттуда.
Во время Нагорно-Карабахского конфликта с Азербайджаном Россия поддерживала Армению, и сейчас, когда идут мирные переговоры о статусе спорных территорий, Россия твердо стоит на стороне Еревана. Во время периода гражданского неповиновения в Грузии, в результате которого и произошла 'революция роз', Армения вместе с Россией открыто заявили о глубоких и взаимовыгодных отношениях между собой. Россия еще увеличила свое уже и без того сильное военное присутствие в Армении, расширила поставки оружия, и во время акций протеста в Тбилиси даже передислоцировала некоторые подразделения со своих баз в Грузии в Армению.
Но при всем этом в Армении присутствие России воспринимается уже не так положительно, как еще год назад. Кроме того, что оппозиционные силы воодушевились примером 'революции роз', в сентябре 2004 года после террористических актов в Беслане в Армении произошло еще одно крайне негативное для России событие. Когда после теракта Россия закрыла границы с Грузией, перед шлагбаумами на месяц замерли и сотни армянских машин и автобусов, не имеющих возможности ни въехать в Россию, ни выехать обратно в Армению. Никаких официальных данных относительно того, сколько за тот месяц потеряли армянские компании, нет, но армяне восприняли как оскорбление со стороны своего верного союзника то, что Россия решила наказать их вместе со всем остальным Кавказом. Такая реакция лишь подлила масла в огонь недовольства тем, что Россия поддерживает президента республики Роберта Кочаряна, победу которого на последних выборах ставят под сомнение многие оппозиционные партии и представители общественности.
Российская дипломатия не поторопилась отреагировать на ситуацию, и из Москвы шли в основном советы выбирать другие маршруты в Россию. Но с реакцией не промедлили Соединенные Штаты. С того момента, как произошла 'революция роз', Вашингтон обращает на Армению все больше внимания.
Почувствовав слабину в отношениях между Россией и Арменией за прошедший год, Америка усилила собственную активность и теперь планирует организовать в Ереване новую консульскую службу, которая, говорят, будет самой крупной в регионе. Расширяется и объем проектов американской помощи Армении.
Внедрение третьей стороны может еще больше ослабить влияние России на Армению. Ереван и Иран недавно провели интенсивные переговоры по проекту строительства газопровода. Инвесторов пока нет, но потенциально газопровод сможет освободить Армению от ее нынешней зависимости от поставок российского газа
Заключение
Из-за своей недальновидной политики Россия уже сейчас потеряла значительную долю своего влияния в Грузии. Ошибочные шаги Москвы в Абхазии и на Украине закончились конфузом и добавили напряженности в отношения внутри сферы российского влияния. Если Путин не повернет эту тенденцию вспять, Россия может потерять поддержку Армении на следующих выборах в этой стране, что даст оппозиционным партиям стран Средней Азии новые возможности, до сей поры незначительные. Хотя президенты, которых привела к власти оппозиция, понимают важность поддержания хороших отношений с Путиным, правила политической игры вынуждают их постепенно поворачиваться лицом к Европе и Соединенным Штатам в надежде получить от них материальную помощь и поддержку, с тем чтобы занять более сбалансированную позицию между Россией и Западом. Если Москва сама не осознает, что силовая тактика в ее ближнем зарубежье приводит к тому, что страны ближнего зарубежья перестают ее поддерживать, интересы России в регионе будут ослабляться и впредь.