Проявлением мудрости стало бы вступление в Антикоминтерновский пакт. Потом (вслед за Болгарией, Венгрией и Румынией) заключение союза с Третьим Рейхом и превращение в такое же, как и эти страны, вассальное государство Германии. И, как следствие, отправка в июне 1941 года на войну с Советским Союзом.
Я изучил 18 свежеизданных учебников истории, прочитав главы о Второй мировой войне и ее последствиях для Польши, и обратив при этом особое внимание на тему 'Советский Союз и Польша'. После всего прочитанного меня интересует следующее: какое по счету поколение учеников, вместо того чтобы покорно поддаваться полосканию мозгов, задаст, наконец, вопрос: 'Какого, спрашивается, эти идиоты - маршал Рыдз-Смиглы и министр Юзеф Бек решились на войну с Гитлером?'
'Несмотря на то, что Великобритания и Франция уже 3 сентября объявили войну Германии, они не предприняли никаких решительных военных действий. Благодаря этому Гитлер мог успешно продолжать кампанию против Польши. Судьбу последней предрешила советская агрессия. Менее чем через месяц боев польская армия была разбита. Германия и Советский Союз произвели раздел II Речи Посполитой' (История для 3-го класса лицеев авторства Шимановского и Трояновского). Значит, ученик должен полагать, что Польша выиграла бы войну с Германией, если бы 17 сентября с востока не ударила советская армия.
Цитата из того же учебника: 'В 1938 году II Речи Посполитой удалось достичь многого, в частности, заставить Литву установить дипломатические отношения и вернуть Заользье. Однако не было принято предложение участвовать в совместном с Гитлером марше на Восток'.
Советский Союз произвел агрессию против Польши и захватил ее восточную половину. Согласен. Однако еще раньше Польша вместе с названным Гитлером сделала Чехословакией то же самое, что впоследствии Москва - с Польшей. О совместном с Германией разделе Чехословакии и захвате Заользья (Тешинской Силезии) в учебниках говорится, что Польша вернула свое и утверждается, что это было достижение.
На восточных польских землях советские оккупанты (кстати, считаем ли мы их по-прежнему оккупационными иностранными армиями?) установили террор и вывезли в сибирские лагеря от 300 000 до 700 000 поляков (цифра в каждом новом учебнике возрастает). 'Поэтому, хотя советские власти и не проводили публичные казни, а террор был скрытым или происходил постепенно, его масштаб оказался сравним с масштабом немецкого террора' - пишут Шимановский и Трояновский. 'Жертвой преследований становились все поляки, вне зависимости от социального происхождения, имущественного положения или политических убеждений. Парадоксально, однако, среди преследовавшихся решительно преобладали бедные крестьяне' - сообщает в своей книге 'Через века' (для 3 класса гимназий) Ян Вендт. Во всех учебниках обсуждается Катынское преступление.
Обстановку на наших землях после перехода Красной армией Буга в 1944 года представляют как вторую оккупацию Польши. Много пристрастных, пожалуй, умышленных неточностей. В учебнике 'Через тысячелетия' написано, что Польский комитет национального освобождения подписал согласие на присоединение Кенигсберга к СССР (как будто оно было необходимо), а также согласился с тем, что 'на польских территориях к западу от линии Керзона верховная власть будет принадлежать командованию Красной армии'. Но при этом не уточняется, что речь шла о прифронтовой зоне в период военных действий. Ян Вендт пишет, что декрет люблинских властей Польши устанавливал смертную казнь за наличие радио.
Абсурдные высказывания подаются как мнения, имеющие право на существование. 'Спор вокруг Варшавского восстания и его значения продолжается до сих пор. Его сторонники подчеркивают, что, если бы не Восстание, Сталин присоединил бы к СССР (Польшу - прим. переводчика) как семнадцатую республику. Кроме того, оно задержало на несколько месяцев Красную армию, и поэтому Сталин занял не всю Германию, а американцы успели дойти до Эльбы' - пишут Курильчик, Мильцарек и Робак в учебнике для средней школы 'Через тысячелетия и века'. Семнадцатая республика и предположение, что генерал Бур задержал наступление СССР на Берлин на полгода - это такой же нонсенс, как и запрет слушать радио. Однако подобные абсурдные высказывания свободно входят в учебники, так как задают нужный тон.
По мнению Анны Радзивилл и профессора Войцеха Рошковского ('История для выпускника'), жизнь в Польской Народной Республике лишь на первый взгляд казалась более сносной, нежели при гитлеровской оккупации. Цитата: 'По сравнению с гитлеровским террором, 'народная власть' многим казалась более сносной системой. Несмотря на страх перед репрессиями, повседневная работа, даже на фоне шумной пропаганды, при постоянных требованиях, вынуждавших доказывать свою лояльность, приносила минимум средств для жизни и чувство стабильности. Люди получили некоторые социальные послабления, например оплачиваемый отпуск, детские сады, скидки на билеты и т.д. Росло также число тех, кто был заражен пропагандой. Немногочисленные представители интеллектуальной элиты и мелкой буржуазии в своем желании выжить часто становились на оппортунистские позиции'.
При этом приведенный фрагмент является не описанием мученичества поляков во времена социализма, а так называемой объективизацией - воздаянием Народной Польше по заслугам. Почему же только немногочисленные представители элит и мелкой буржуазии желали выжить, этого авторы книги не объясняют. Школьникам остается предполагать, что большинство представителей элиты и мелкой буржуазии повесились.
Учебник Шимановского и Трояновского так резюмирует итоги Второй мировой войны для Польши: 'Польша, до конца остававшаяся верным союзником в борьбе против Гитлера, войну, вместе с тем, проиграла и понесла огромные людские, территориальные и имущественные потери. В итоге, при пассивности западных союзников, она оказалась в советской сфере влияния'.
Если бы молодежь, прошедшая через подобное обучение, однажды предприняла попытку самостоятельного и независимого от школы рассмотрения своей истории, она пришла бы к следующим выводам: любая не просоветская политика Польши оказывалась в абсурдной ловушке беспомощности. Теория двух врагов - это хорошо, однако, лучше бы они появлялись по очереди. Поэтому ошибкой Второй Речи Посполитой было заключение союза с Англией и Францией. Следовало отдать Германии Данциг (Гданьск) и коридор, а также увеличить права немецкого меньшинства в Польше - то, чего требовал Гитлер. Проявлением мудрости стало бы вступление в Антикоминтерновский пакт. Потом (вслед за Болгарией, Венгрией и Румынией) заключение союза с Третьим Рейхом и превращение в такое же, как и эти страны, вассальное государство Германии. И, как следствие, отправка в июне 1941 года на войну с Советским Союзом.
Выгоды: сохранение частичной автономии польского государства, значительное облегчение немецкой оккупации, возможность избежать советскую оккупацию 1939-1941 гг. Предотвращение уничтожения огромного числа польских католиков и шанс на сохранение жизни, по крайней мере, части из 3 миллионов польских евреев. Сохранение Польши от потери 1/3 национального имущества на сумму (как сейчас говорят в Сейме) свыше 600 млрд. долларов. Предотвращение Варшавского восстания, сохранение жизни 200 тысячам его жертв и спасение столицы.
Союз Третьего рейха и Польши ничем бы не изменил ход Второй мировой войны и ее результатов. Не повлиял бы он и на послевоенную историю Польши. Она была бы похожа на судьбу Румынии и Венгрии, воевавших с СССР. В Польше коммунисты пришли бы к власти даже еще быстрее, нежели в занятых советской армией странах, воевавших против СССР. Степень независимости, к примеру, Румынии от Москвы была с 1963 года значительно большей, нежели Польши.
Так или иначе, Польша утратила бы свои довоенные восточные земли и точно так же получила бы немецкие территории, ибо расширение Польши на запад и уменьшение Германии было в интересах Сталина.
Поэтому прав был Адольф Гитлер, еще до войны утверждавший, что уступчивость в отношении Германии - в интересах Польши. Бек действовал во вред польским интересам, противостоя Германии, ради сохранения чести.
В польских школах XXI века не говорят ученикам, что война Польши с Гитлером в 1939 года была нашей ошибкой. Однако, анализируя польско-советские отношения, учебники учат именно этому.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Ежи Урбана на ИноСМИ.Ru
Писк осужденного ("Nie", Польша)
Пшеко-лиз ("Nie", Польша)
Иракская шутка ("Nie", Польша)
Дикое племя ("Nie", Польша)