Обычно бюджеты являются делом домашним, малоинтересным для всех, кроме отчисляющих в них налоги или получающих из них субсидии. С бюджетами США дело, однако, обстоит иначе. Не считая нескольких лет подъема при администрации Клинтона, на протяжении последней четверти века этот бюджет находится в состоянии хронического дефицита, а пенсионная система страны - социальное обеспечение - уже 15 лет получает денег меньше, чем выплачивает. На кого же ляжет бремя оплаты значительной части счета за американские "чрезмерно высокие уровни расходов"? Это будут никто иные, как иностранцы, включая экономически развивающиеся страны, что представляет собой серьезную угрозу для глобальной экономики. Об этом на прошлой неделе заявил президент европейского Центробанка Жан-Клод Трише. Именно поэтому бюджет США и вызывают глобальное беспокойство. Именно поэтому иностранцы имеют полное право сказать американцам: приведите свой дом в порядок, ребята. Следите за своей чековой книжкой. Ешьте горох. Худейте.
На первый взгляд, администрация Буша идет по пути к большей финансовой ответственности. После того, как президент Джордж Буш наращивал правительственные расходы большими темпами, чем любая другая предшествовавшая ему администрация на протяжении последних 50 лет (скромная цена переизбрания), сегодня он, похоже, решил, что Америку пора финансово отрезвить. Однако это лишь так кажется, поскольку ни бюджет, который Буш предложил на 2006 финансовый год, ни планируемые им реформы социального обеспечения не послужат сокращению дефицита. Объявленный в понедельник бюджет администрации сокращает расходы на внутренние программы, однако на них приходятся лишь незначительная часть всего бюджета.
Президент оставляет в неприкосновенности крупномасштабные целевые программы и затраты на оборону, а также не повышает никакие налоги. Его оценки менее чем честны, поскольку не включают затраты на военные операции в Ираке и Афганистане, а также потери от закрепления в качестве постоянных (как это намерен сделать г-н Буш) колоссальных сокращений налогов, предпринятых во время первого срока пребывания у власти.
Что же касается планируемой Бушем реформы социального обеспечения, то она будет проведена в верном направлении. Предлагается частичный отход от нынешней системы отчислений при получении зарплаты к другой, напоминающей действующие в Сингапуре индивидуальные счета. Однако при этом президент не указал, за счет чего на протяжении десяти лет будет оплачиваться оцениваемый в $2 триллиона переход на другую систему. И могут ли после этого вызывать удивление заявления должностных лиц китайского Центробанка о том, что они утратили веру в стабильность доллара? Скорее всего, к ним присоединятся и другие голоса.