Хотя 'Система', гигант российского телекоммуникационного рынка, встретила хороший прием на бирже, в возможность делать бизнес с Путиным верят еще далеко не все, считает наш корреспондент
Итак, впечатление от российских компаний наконец-то достигло того же уровня, как вообще от России, когда там объявили гласность. По крайней мере, жадные до дела банкиры из Сити делают все, чтобы мы в это поверили. На прошлой неделе в результате своего дебюта на Лондонской фондовой бирже московская телекоммуникационная корпорация 'Система' была оценена примерно в 8 миллиардов долларов.
Пока это самый крупный выпуск акций российской компании, пока приносящий успех как российскому миллиардеру Владимиру Евтушенкову - боссу 'Системы', - так и банкам Credit Suisse First Boston и Morgan Stanley, консультировавшим корпорацию на пути к выпуску акций и всячески подталкивавшим ее к такому решению. Всего через сорок восемь часов градус руссомании, сопровождавшей размещение акций 'Системы', был несколько снижен решением Кремля ограничить в будущем доступ иностранных инвесторов к нефтяным и другим природным ресурсам России, но 'Система', во-первых, практически не имеет никакого отношения к этим скандальным секторам экономики, а, во-вторых, так же уверенно отметает и беспокойство инвесторов по другому поводу, также связанному со взаимодействием между ними и российским властями. По словам информированных источников, такой статьи, как непредвиденные расходы на ублажение правительства, вымогателей или бандитов среди пассивов 'Системы' не будет.
Проспект эмиссии пока не опубликован, но менеджеры тех инвестиционных фондов, которым удалось взглянуть на проект, остались о нем явно высокого мнения. 'Система' начала свое рекламное наступление на Сити еще за месяц до размещения акций, и в результате заявок на акции поступило в два с половиной раза больше, причем немалую часть заинтересовавшихся 'Системой' представляли не только фонды, специализирующиеся на развивающихся рынках, но и обычные фонды (mainstream funds).
Акции реализовывались в виде депозитарных расписок, и, когда они поступят в розничную продажу, недостатка в желающих их приобрести явно не будет. Компания дает впечатляющие показатели: объем продаж за последние четыре года вырос в шесть раз, а производственная, или условно чистая прибыль возросла с 241 миллиона долларов до 1,3 миллиарда долларов.
На прошлой неделе 'Система' разместила на лондонском рынке 17 процентов капитала, проданных с небольшой скидкой к номинальной стоимости активов. Тем не менее, компания получила от продажи акций 1,3 миллиарда долларов живых денег, которые собирается потратить на приобретение некоторых приватизируемых российских предприятий. Основными составляющими 'Системы' являются примерно половина капитала МТС, ведущего российского оператора сотовых сетей, а также компании недвижимости, страховые компании и сети розничной торговли. 'Система' - отнюдь не новичок на западном рынке: в частности, она вступила в стратегическое партнерство с такими компаниями, как Deutsche Telekom и Allianz. Компания позиционируется как современное предприятие, устремленное в будущее и успешно работающее на рынке, который можно назвать одним из самых интересных рынков мира, на котором выживает не каждый.
- Наши новые акционеры приходят к нам в период, когда российская экономика переходит от предложения товаров к предложению услуг, - говорит представитель 'Системы'.
Конечно, этот переход еще далеко не завершен.
Семипроцентным годовым ростом экономики Россия до сих пор обязана по большей части нефти - конкретнее, высоким мировым ценам на это сырье, так что, если на русское и есть некий подспудный спрос, то 'Система' - не самый ожидаемый выразитель соответствующего предложения. Да и вообще, как наверняка известно многим обитателям 'Квадратной мили' (местное название лондонского Сити - делового района Лондона - прим. перев.), в России часто происходят, прямо скажем, странные вещи, о чем невредно помнить. Например, не далее чем год назад компания по разведке и добыче нефти Sibir Energy, чьи акции также торгуются на Лондонской бирже, обнаружила, что ее пакет акций одного из российских месторождений стоимостью 100 миллионов фунтов, о судьбе которого вроде не было причин беспокоиться, вдруг таинственным образом 'похудел'. Для таких крупных игроков, как ВР, у которой только стоимость совместного предприятия с российской 'ТНК' составляет 13,5 миллиарда долларов - это самый крупный проект, который британская компания когда-либо разрабатывала вместе с российской, - такой шок, может быть, и не смертелен, однако другие уходят с рынка, когда до них доходят известия о коррупции, предвзятом судействе и других подобных методах работы российской власти. Кроме того, в России до сих пор в экономику привлекается меньше внутренних инвестиций, чем в Чехии. Зачем же инвесторам из Лондона лезть в свои карманы раньше времени?
Необходимо также добавить, что и в той области, где работает 'Система', предостаточно скандалов, связанных с хозяйственными спорами и двойными стандартами. Некий инвестиционный фонд сейчас завяз в судебной схватке с одним из богатейших российских олигархов - владельцем 25 процентов акций другого российского сотового оператора, 'Мегафона'. 'Система' никак не участвует в этом деле, но сам уровень обвинений в надувательстве и мошенничестве, на которые не скупится ни одна, ни другая сторона тяжбы, говорит о том, что и мир мобильных телефонов в России таит в себе определенные опасности.
К тому же, и дело "ЮКОСа" не только вызвало у многих сомнения в том, что Кремль так уж стремится защищать право собственности, но и поставило под вопрос материальное положение кое-кого из богатейших людей России. До того, как в 2003 году бывшего главу "ЮКОСа" Михаила Ходорковского под дулом автоматов сопроводили в тюремную камеру, он активно критиковал действия президента. Сейчас его судят по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, а его нефтяную компанию фактически ренационализировали, использовав для этого серию налоговых претензий на миллиарды долларов и другие маневры, весьма сомнительные с юридической точки зрения. Так что, если бы Путину пришло в голову перенести то, что он сделал с "ЮКОСом", на российских олигархов как на класс, досталось бы и Евтушенкову. Он вырастил 'чистый' бизнес, не замешанный на дружбе с сырьевыми баронами, задешево скупившими лучшие государственный компании во время приватизации в 90-е годы, однако Евтушенков - друг и родственник знаменитого мэра Москвы Юрия Лужкова, что для потенциальных инвесторов вряд ли может считаться хорошим фактором: между мэром столицы и президентом России существовали и существуют определенные трения.
Путин - отнюдь не плюралист, и, если Евтушенков когда-нибудь окажется втянутым в политические баталии, вместе с ним непоздоровится и 'Системе', поскольку в собственности Евтушенкова до сих пор находится две трети компании. Пока нет никаких оснований полагать, что такое может произойти, или что сам Евтушенков сделал что-то не так, и многим опытным экспертам кажется, что дело "ЮКОСа" вряд ли превратится в тенденцию. Однако верят в это далеко не все.
Объявление об ограничении участия иностранного капитала в разработке полезных ископаемых, сделанное на прошлой неделе - всего лишь самое последнее звено в цепочке шагов российских властей, направленных на то, чтобы не выпускать из-под своего контроля ключевые отрасли экономики. В недавней беседе с корреспондентом The Observer один из влиятельных американских банкиров, работающих в Москве, сказал, что западные бизнесмены боятся вообще идти на какие-либо сделки в России без представительного получения 'благословения' в Кремле. Уклоном от либеральной политики обеспокоены даже главные советники Путина, один из которых, Андрей Илларионов, недавно назвал нападение на "ЮКОС" 'аферой года'.
Но ничего из этого не касается 'Системы'. CSFB и Morgan Stanley, похоже, уверены в том, что поставили на правильный номер: ни тот, ни другой вроде бы не обращались в министерство иностранных дел [Великобритании] за получением от российского правительства каких-либо дипломатических заверений по поводу 'Системы'. Теплый прием, оказанный 'Системе', свидетельствует о том, что инвесторы понемногу выходят из ступора, в который их повергло ело "ЮКОСа". В ближайшем будущем планируется выход на биржу еще нескольких компаний из России - возможно даже возникновение ажиотажа и некоего 'красного пузыря'. Правда, при этом не стоит забывать, что на пузырях деньги делает только тот, кому удается выйти из игры прежде, чем пузырь лопнет.