Питер Саводник является редактором отдела политики в газете "Hill" в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия. Недавно он ездил в Вильнюс за счет немецкого фонда Маршалла (German Marshall Fund).
Вильнюс, Литва, 14 февраля 2005 года. Лидеры белорусской оппозиции, которые в конце прошлого месяца, затратив 90 минут, приехали сюда из Минска, чтобы в течение 48 часов обсудить политическую стратегию, были уверены всего в двух вещах: первое, по возвращении обратно после побега в выходные дни им обязательно нанесет визит КГБ. И второе, что бы там ни было, когда наступит осень 2006 года, и президент Александр Лукашенко практически наверняка "выиграет" свой третий 5-летний срок, демократия будет оставаться отдаленной надеждой.
Как тут не процитировать Ленина "Что делать?".
Соединенные Штаты и восточные европейцы, особенно литовцы, понимают, что единственный путь изменить Белоруссию - это сражаться против Лукашенко: помогать оппозиции, препятствовать инвестициям в страну, делать все, кроме, разве что, снабжения оружием повстанцев. Западные европейцы, так называемые "старые" европейцы, то есть те европейцы, которые считают, что Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) заслуживает разбирательства его дела в суде, и что иранских мулл можно отговорить от создания ядерной бомбы - пока что этого не понимают.
Чтобы в этом разобраться, им следует обратить внимание на тех активистов, которые приехали сюда, в гостиницу "Karolina" на окраине этого города с выложенными булыжником, присыпанными снегом улицами, который являлся воплощением свободы в бывшем Советском Союзе. Миссия белорусов была ясной: договориться о процессе выдвижения кандидатур, который должен позволить им выбрать кандидата в президенты, чтобы бросить вызов Лукашенко.
Прогресс был достигнут. Лидеры оппозиции, в числе которых были как социалисты, так и примкнувшие к ним, у которых единственное общее с социалистами заключалось в том, что они верили в свободные выборы, договорились, что серия неафишируемых закрытых собраний позволит будущему кандидату иметь легитимность, не привлекая в то же время к нему особого внимания. Этот план предстоит доработать позднее в текущем месяце. В сентябре реформаторы надеются провести съезд в Киеве, Украина.
Однако ничто из этого само по себе не может изменить приземленных фактов.
Пока что Лукашенко обладает чуть ли не тотальной властью. Почти не найти независимых средств массовой информации (СМИ) и частного сектора. Нет явных кандидатов от оппозиции, чтобы бросить вызов президенту на выборах. И в отличие от бывшего украинского президента Леонида Кучмы, который прислушивался к мировому общественному мнению, Лукашенко черпает силу в том, чтобы глумиться над ним.
Даже западноевропейские дипломаты - всегда терпеливые, всегда ратующие за "межправительственные диалоги" и "культурные обмены", всегда хмурящиеся (или ухмыляющиеся) при виде американцев, которые, как им кажется, не понимают "сложностей международных отношений" - признают, что Белоруссия становится более закрытой страной. "Чем больше Лукашенко боится западного влияния, тем становится труднее", - сказал мне один европейский дипломат, имевший опыт работы в бывшем Советском Союзе.
Это правда, что российскому президенту Владимиру Путину не особенно нравится Лукашенко, которого большинство считает человеком, не учитывающим реалий, и который сохраняет за собой возможность закрыть трубопроводы, перекачивающие нефть из России через Белоруссию в Центральную Европу. Но после украинских волнений и страхов, что Россия теряет свое влияние в "ближнем зарубежье", Путин едва ли сделает что-нибудь, чтобы скомпрометировать Лукашенко. Этот бывший колхозник и доверенное лицо Саддама Хусейна (Saddam Hussein) является врагом Запада, если не сказать большего.
Так что же представители Запада могут предпринять, чтобы помочь белорусам осуществить собственную революцию - такую же бескровную и основательную в своих переменах, какая была осуществлена в Сербии, затем в Грузии и далее, разумеется, на Украине?
Для начала Европейский союз (ЕС) мог бы снять перчатки.
На данный момент единственные деньги, которые ЕС тратит на Белоруссию, это те деньги, которые одобрены режимом Лукашенко и имеют отношение к так называемой программе "Техническая помощь государствам Содружества Независимых Государств" (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States, Tacis). Эти фонды впервые созданные в 1991 году, предназначались для содействия демократическим реформам и экономической модернизации изнутри, то есть путем совместных действий с правительственными чиновниками.
Проблема, как скажет вам всякий в литовском Министерстве иностранных дел (МИД) или в Совете национальной безопасности США (или в ЕС в редкий момент расслабления), заключается в том, что Лукашенко не заинтересован в совместной работе с ЕС. Да и зачем ему это? Как хорошо понимает этот белорус, совместная деятельность с Западом означает, что ты становишься все более прозападным. А именно против этого он и выступает. Разумеется, он был бы рад получить помощь в деле очистки от радиации зоны, накрытой облаком Чернобыля, или же послать несколько своих студентов инженерных факультетов во Францию на лето. Но все, что таит в себе хотя бы слабую угрозу либерализации, запрещено.
Вот почему несколько лет назад Лукашенко выдворил из Минска финансировавшиеся на деньги американских налогоплательщиков филиалы Международного республиканского института (МРИ) США и Национального демократического института (НДИ) США. Почему, конкретно? Потому что, в отличие от более гуманитарно мыслящих европейцев, эти группы продвигали реальные реформы - их можно было бы назвать замедленной революцией - создавая демократические партии, проводя опросы общественного мнения в интересах оппозиции и способствуя выявлению будущих лидеров (как в случае с Виктором Ющенко на Украине). И вот теперь белорусский филиал НДИ разместился в Киеве, а филиал МРИ - в Вильнюсе, куда приезжают белорусские реформаторы, когда им требуются залы для собраний, свободные от подслушивающих устройств. Европейские официальные лица говорят, что это свидетельство того, что американская модель не работает; американцы отвечают, что, наоборот, это доказывает, что они делают все правильно.
В то время как ЕС потратил в Белоруссии уйму денег с момента, когда она получила независимость от Советского Союза - развивая "гражданское общество" и, в том числе, организуя образовательные поездки за рубеж, как пишет веб-сайт ЕС - едва ли хоть один евро был израсходован непосредственно на демократическую оппозицию.
В одном внутреннем документе ЕС по вопросу помощи Белоруссии сказано, что власти Минска внимательно следят за тем, как именно расходуются деньги. В этом документе отмечается, что "проекты международной помощи должны быть зарегистрированы (в Белоруссии), тщательно изучены на министерском уровне (в Комитете по освобождению от налогов), и формально одобрены, прежде чем их можно будет начать осуществлять. Хотя далее в документе говорится, что Белоруссии будут выделены дополнительные фонды в соответствии с новыми "Программами добрососедства" (Neighborhood Programs), эти фонды - если предположить, что они будут санкционированы правящим режимом - будут доступны не ранее чем в 2007 году, после президентских выборов.
Критически важно то, что Соединенные Штаты и Литва, которая вступила в ЕС в прошлом году и пытается изменить свою политику в отношении внешней помощи, считают, что белорусы хотят сами управлять собой, и что их правительство препятствует им в этом. Единственный путь к демократии - обойти Лукашенко.
Западные европейцы проявляют тенденцию считать, что обойти Лукашенко и помочь лидерам оппозиции - скажем, предоставить им конференц-залы в Вильнюсе и заплатить за их проживание и питание - все равно что заталкивать демократию в коллективную глотку белорусов. Перемены должны быть эволюционными, никак не революционными, говорят некоторые.
Многие белорусские активисты никак не поймут политику ЕС. Режим Лукашенко - это такой режим, который убивал демократических реформаторов, без разбора сажал в тюрьму участников демонстраций протеста и распахивал колхозные земли во все еще радиоактивной зоне Чернобыля, несмотря на резко возросшее число раковых заболеваний.
Жанна Литвина, руководитель Белорусской ассоциации журналистов, которая присутствовала на собрании в Вильнюсе, сказала, что демократия наступит только после того, как белорусы преодолеют свою изоляцию и свой страх, который отложился вы национальной психике после столетия войн, убийств и авторитаризма. "Люди считают, что они абсолютно беспомощны перед лицом правительственной машины", - сказала Литвина.
Это не такая машина, которую можно реформировать. Ее необходимо разломать. Быть может, новый комиссар ЕС по международным делам Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner) поможет своим коллегам в Брюсселе сквозь туман "диалогов" и "культурных обменов" разглядеть реальную Белоруссию, которой невозможно помочь двигаться вперед, но которую необходимо освободить от ее советского прошлого.
Вот кое-какие появлявшиеся в нашем издании дополнительные материалы по Белоруссии.
В июне 2001 года Энн Аппельбаум (Anne Applebaum) назвала Белоруссию, "землей, которую демократия позабыла". В декабре 2003 года Люц Клевеман (Lutz Kleveman) спросил, какой урок можно извлечь из "бархатной революции" в Грузии. А 1 января 2005 года в послании с "новой" Украины Маша Гессен (Masha Gessen) гадала, не станет ли Белоруссия следующей бывшей советской республикой, в которой произойдет народная революция.
____________________________________________________________
Джефферсон в Минске ("The Wall Street Journal", США)