Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва без необходимости занял оборону, заявив после подписания в Каракасе пары десятков документов и протоколов о намерениях, что 'в Бразилии и в Венесуэле некоторые считают, что то, что мы делаем, лишено будущего, и что мы должны углублять наши отношения с богатыми странами'. До этого он утверждал, что будущее — не в отношениях с севером, явно намекая на США и Евросоюз, а в южноамериканской интеграции. Никто не собирается критиковать президента за открытие новых возможностей торговли с Венесуэлой. Соседняя страна, в конце концов, богата полезными ископаемыми и энергоресурсами, которые могут удовлетворить потребности Бразилии, и представляет интерес для наших экспортеров.
Но что беспокоит в выступлении Лулы — и в его внешней политике, — так это зарождающиеся ошибочное представление о стоящей перед Бразилией на международной арене альтернативе: либо укреплять связи с развивающимися государствами, либо с развитыми. Подобная упрощенная схема не учитывает того элементарного факта, что вовлечение любой страны в международные финансовые и коммерческие потоки, а также в политику принятия решений, возможно благодаря активному использованию всех возможностей, а не исключению некоторых по идеологическим мотивам.
Должен преобладать прагматизм. Если расширение торговли с Венесуэлой — в интересах компаний 'Вале ду Риу-Досе', 'Петробраза' и многих других предприятий и совпадает с интересами Бразилии расширять линии финансирования для развития двусторонней торговли, надо следовать этому пути. На самом деле, сотрудничество в области энергетики рассматривалось как стратегическая цель обоими государствами уже давно, независимо от идеологических пристрастий их руководителей. По меньшей мере, 15 лет оба государственных нефтяных предприятия ищут пути совместного сотрудничества.
Когда еще шли переговоры о создании МЕРКОСУР, серьезно планировалось включить в него и Венесуэлу, которая восполнила бы своими энергетическими ресурсами потребности экономик Бразилии и Аргентины. В то время эти проекты не пошли дальше благих намерений. Сегодня они могут дозреть, несмотря на то, что большинство документов, подписанных в Каракасе, являются лишь протоколами о намерениях, в том числе и о строительстве нефтеперерабатывающего комбината в Бразилии и завода по производству горюче-смазочных материалов на Кубе.
Если отбросить в сторону риторические излишества Лулы и Чавеса, касающиеся 'стратегического партнерства' и шансов изменить 'торговую географию', останутся некоторые решения, которые приведут к конкретным сделкам, самой важной из которых, вероятно, является привлечение венесуэльского Банка поддержки торговли и Андской Корпорации к финансированию двусторонней торговли.
Говоря о визите Лулы в Каракас, стоит отметить добрую волю, которую проявило правительство Бразилии в отношении просьбы о поставках боевых самолетов. Продажа военного оборудования порой бывает неплохой сделкой, но всегда является политическим шагом. Бразильскому правительству следовало бы внимательно изучить последствия этой передачи технологии для сохранения стабильности в регионе перед тем, как разрешать Венесуэле использовать 24 самолета 'Супер Тукан' и 12 самолетов АМХ-Т.
Не следует забывать, что в конце прошлого года полковник Уго Чавес помимо покупки 50 самолетов МИГ-29 приобрел в Москве 100 тысяч автоматов Калашникова и 33 вертолета — боевых и тяжелых транспортных. Правительство США уже предупредило Кремль, что этот пакет может изменить равновесие сил в регионе. Правительство Колумбии имеет и иные причины для беспокойства, и не будет преувеличением сказать, что в регионе налицо гонка вооружений.
У Венесуэлы нет объективных причин вооружаться до такой степени. Беспокойства Чавеса относительно возможной американской интервенции, которые он провозглашает, можно было бы считать бредом сумасшедшего, если бы они не влияли на реальную ситуацию. Недавно он заявил, что ответит на одному лишь ему понятные угрозы увеличением числа боливарианских милиционеров. Закупив русские автоматы, он дал понять, что частично ими вооружится милиция, которая уже использовалась для борьбы с оппозицией, требовавшей отставки президента.
Учитывая все вышеизложенное, Бразилии не следует поставлять военный материал в Венесуэлу.