С той поры, как Владимир Путин находится у власти, иногда возникает вопрос, а не может ли Содружество независимых государств (СНГ) превратиться в новый Советский Союз, то есть в государство, подчиненное имперским претензиям московского центра.
Ответ - нет. К новой империи в виде прежнего Советского Союза в Москве не стремятся, делается ставка на сферы влияния. Они должны обеспечивать, чтобы у власти находились или приходили к ней лояльные с точки зрения Кремля политики с правильной, то есть лояльной политикой.
С тем, чтобы укреплять и расширять эти сферы влияния, Кремль в период второго президентского срока Путина присвоил себе право масштабного вмешательства во внутренние дела других государств СНГ. Последний пример этого - президентские выборы на Украине. Однако российский посол в Киеве Виктор Черномырдин, прежде глава правительства, оспаривает это. Россия не вмешивалась в украинские выборы, цинично считает он, она всего лишь беспокоилась за результаты выборов.
Другой рычаг гегемонистской политики в отношении государств СНГ - военное присутствие, узаконенное официальными военными альянсами. Так, Москва содержит военные базы в Молдавии, на Украине, в Белоруссии, в Грузии, Казахстане, Киргизии и в Таджикистане и отказывается, как в случае с Молдавией и Грузией, вопреки соответствующим договоренностям, выводить свои войска.
Холодные отношения с Минском
Конфликт на Северном Кавказе показал, кроме того, что Москва в своей борьбе против сепаратизма и терроризма пользуется двойными стандартами: если в своей собственной стране она безжалостно борется с этой опасностью, то на постсоветском пространстве СНГ пытается использовать неурегулированные конфликты в качестве рычага для дестабилизации обстановки и оказания влияния. В данном случае можно говорить о конфликте между карликовым государством Приднестровье и материнской по отношению к нему Молдавией, о конфликте между Арменией и Азербайджаном, связанном с Нагорным Карабахом, и, наконец, о конфликте Грузии с Абхазией.
Особое место занимает Белоруссия: отношения между Путиным и его минским коллегой Лукашенко более чем холодные. Времена, когда пророссийски настроенный 'великий славянин' бывал в Москве ежегодно, чтобы подписать там очередной совершенно ненужный документ о воссоединении с Россией и уехать домой с пакетом экономических льгот на миллиарды рублей, давно прошли, говорит директор московского Института стратегических исследований Андрей Пионтковский. Лукашенко и мысли никогда не допускал, чтобы превратиться в губернатора Минска или в руководителя какой-нибудь областной администрации.
Для Андрея Пионтковского проект СНГ обречен для путинской внешней политики на провал. Что может сегодня предложить российская элита своим соседям, бывшим квартирантам по общему дому под названием Советский Союз? Ничего, кроме красочных рассказов о собственном величии, об исторической миссии, мессианском имперском настроении российского народа и тому подобного. Иллюзии Кремля о господствующей роли России в СНГ лопнули, словно мыльный пузырь, из-за 'Революции роз' в Грузии, из-за поражения поддержанного Кремлем кандидата на пост президента в Абхазии, но, в первую очередь, из-за 'Оранжевой революции' в Киеве. Честолюбивый проект создания в противовес Европейскому союзу единого экономического пространства с участием России, Белоруссии, Казахстана и Украины без Украины ценности представляет мало. Ее новый президент Виктор Ющенко стремится к интеграции с западноевропейскими структурами.
На наших глазах на Украине произошли вещи, говорит известный московский политолог Лилия Шевцова, которые по своим последствиям могут быть для России серьезнее, чем последнее расширение НАТО и ЕС. Впервые Европа взяла на себя роль посредника по урегулированию политического кризиса в стране, которую Россия рассматривала в качестве своей. Но это будет иметь последствия и для других конфликтов на постсоветском пространстве. Россия может, конечно, заморозить эти конфликты, но она не в состоянии разрешить их без помощи международных организаций.
Сначала в Кремле очень нервничали, ожидая, что же произойдет на Украине после смены власти. Дело в том, что ни одно другое событие на постсоветском пространстве так не потрясало властный центр, как 'Оранжевая революция'. Россия чувствует себя в результате униженной, изолированной и побежденной в стратегическом плане. Она, как Европейский союз, неверно истолковала процессы на Украине, хотя ее политтехнологи в Киеве занимались не только пассивным анализом борьбы за президентский пост.
В тупике
Советник Кремля Сергей Марков, один из тех людей, кто должен был не допустить на Украине победы Ющенко, говорит о серьезной ошибке Путина, допущенной также в отношении Украины. Как следствие - российская политика, что касается Украины, находится в состоянии хаоса, жалуется Марков. Россия просто выжидает, что же произойдет. Это неправильно. Будущее открыто, существует много непредсказуемых факторов: будут ли проводиться политические реформы, такие, как разделение властных структур, станет ли Украина федеральным государством, в какой мере в связи с 'Оранжевой революцией' изменилось общество, каково поведение Запада и Америки, и, наконец, какими будут отношения с Россией. Россия возмущена тем, как Запад вмешался в дела на Украине. Российское влияние на Украине сегодня ограничено, поскольку Россия сделала ряд глупых шагов, в том числе, поддержав в качестве кандидата на пост президента от господствующей власти неоднократно судимого человека.
Кстати, Москва со своей мешаниной: она чувствует себя оскорбленной, пользуется теориями о заговорах, мыслит по формуле свой-чужой, верит в необходимость сфер влияния - лишает себя возможности делать более реалистичные выводы из катастрофы на Украине. Марков признается, что Россия не знает, какие должны быть сделаны выводы из ее поражения. Старая схема по формуле старшего и младшего брата больше не действует, а создавать новую - схему равноправного партнерства - Москва пока или не может или не хочет.
При этом в тупик этот она загнала себя сама. Любой новый глава государства и правительства в СНГ, говорит Пионтковский, расценивается в Москве как проамериканский или еще проамериканский, не понимая, что тем самым выносится смертный приговор своей собственной политике. Россия ставит своих соседей всегда перед выбором: или Россия или Запад. Это деструктивный и бесперспективный подход.
Российскому президенту должно быть ясно, что он хочет видеть в будущем в лице Украины, говорит Лилия Шевцова: то ли санитарный кордон, то ли буфер между Россией или Европой или же область, где Россия и Запад смогут найти и опробовать новые методы сотрудничества.