Дорогой г-н Президент!
Ваша предстоящая встреча с президентом России Владимиром Путиным дает важную возможность подкрепить делом Ваше зафиксированное обязательство бороться за демократические свободы и права человека во всем мире. Мы признаем, что Россия является важным государством, чье сотрудничество нужно в таких областях как борьба с терроризмом, пресечение распространения ядерного оружие, эффективные акции Организации Объединенных Наций (ООН) с целью отражения угроз безопасности и совместные усилия по избежанию геноцида. Однако мы полагаем, что вклад России во все эти области будет усилен, если Вы прямо поставите на обсуждение вопрос о серьезной эрозии демократических свобод в России.
В последние 4 года президент Путин значительно увел свою страну в сторону от демократических достижений, которых добилась Россия в 1990-х годах. Поскольку сегодня ликвидированы почти все сдержки и противовесы президентской власти, создалась угроза свободе российского народа. В начале Вашего второго президентского срока мы призываем Вас принять новую американскую политику в отношении России, в которой главное место будет занимать вопрос о будущем демократии в России. Как составную часть этой политики, мы призываем Вас и Соединенные Штаты публично высказать свое несогласие с авторитарным курсом президента Путина. И мы призываем Вас сделать права человека, демократическую практику и главенство закона важными элементами диалога с Москвой и предварительным условием углубления двусторонних связей.
Покушение на гражданские свободы не только нарушает международные нормы в области прав человека, оно также вредит заявленной цели президента Путина модернизировать Россию. Все более авторитарный курс ее правительства подорвал те самые основы, на которых предполагалось строить постсоветское российское общество: главенство закона, отчетность, плюралистические средства массовой информации (СМИ), а также активные дебаты по политическим вопросам. Утрата доверия инвесторов, о которой много сообщается, а также недавняя серия политических ошибок администрации Путина - всего лишь два следствия его отката в вопросе гражданских свобод.
В момент, когда Россия предпринимает смелую попытку построить свободное и демократическое общество, величайшего и самого насущного внимания требуют следующие области:
- Организации гражданского общества. Российское правительство попыталось задушить гражданскую активность в тот самый момент, когда граждане являются именно той силой, которая способна воссоздать и оживить общество. В своем послании к нации от 2004 года президент Путин обрушился с критикой на неправительственные организации - по мнению большинства, эта атака была направлена против правозащитных группировок, - заявив, что они служат сомнительным хозяевам и решают задачи, которые не служат интересам российского общества. После этой речи атмосфера, в которой действуют неправительственные организации, существенно ухудшилась. Все более серьезным и частым нападкам со стороны власть предержащих подвергаются неправительственные организации, занимающиеся связанными с Чечней вопросами.
- Давление на СМИ. Россия угнетает свободные СМИ и тем самым лишается объективной и своевременной информации о том, что происходит в стране, а также лишается важной сдержки власти и источника отчетности. Как утверждают российские специалисты по проблемам СМИ, главным врагом свободы СМИ является российское государство. Независимых сообщений крайне мало, поскольку большинство органов СМИ контролируют крупные бизнесы, имеющие связи с Кремлем или с региональными политическими деятелями. Российское государство полностью контролирует общенациональные телевизионные сети страны, главный источник информации для большинства населения. Относительный плюрализм в печатных СМИ (представленный такими органами, как "Коммерсант", "Известия" и "Новая Газета", а также немногими местными газетами) также подвергается нападкам.
- Политические свободы и электоральный процесс. В последние 4 года российское правительство изолировало политическую оппозицию и атакует тех, кого считает своими противниками, вне рамок электорального процесса, избирательно используя судебно-правовую систему. Международные наблюдатели объявили результат парламентских выборов 2003 года "серьезно искаженным" в результате того, что поддерживаемая Путиным партия "Единая Россия" использовала преимущества "административного ресурса". Наблюдатели выяснили, что равный доступ к информации для избирателей и равные условия для кандидатов и партий, стремящихся донести свои сообщения до избирателей, были "сильно скомпрометированы". Решительная победа "Единой России" либо оставила думские фракции подлинно оппозиционных партий значительно ослабленными; либо вовсе лишила эти партии представительства в думе. В дополнение, после ужасного убийства в Беслане детей, их родителей и учителей, президент Путин предложил реформы, которые еще сильнее сконцентрировали власть в Кремле и ликвидировали политический плюрализм посредством закона об отмене выборов губернаторов и об их назначении президентом. Новый закон о референдумах сделал практически невозможной инициативу снизу.
- Конфликт в Чечне. Участники этого конфликта оказались в порочном круге все более страшных нарушений прав человека, главным образом, прав гражданских людей. Не видно никаких признаков окончания внутреннего вооруженного конфликта в Чечне, которому идет уже шестой год. Напротив, этот конфликт распространяется на другие районы Северного Кавказа. Российское правительство указывает на то, что его операции в Чечне являются вкладом в глобальную кампанию против терроризма Но в действительности эти операции подрывают эту борьбу, поскольку им не удается покончить с массовыми нарушениями прав человека в отношении гражданского населения. Силы промосковских чеченцев и Вооруженные Силы России в обстановке беззакония и хаоса продолжают практически безнаказанно совершать грубые нарушения международно принятых прав человека и гуманитарных законов, включая похищения людей, пытки и казни без суда и следствия. Вооруженные группы чеченских экстремистов также совершили несказанные акты террора в Чечне и в других уголках России и убили множество гражданских лиц, которые, согласно их оценкам, "сотрудничали" с федеральным правительством. Для того чтобы принести стабильность Северному Кавказу, российскому правительству нужно завоевать доверие чеченских мирных жителей. Но злоупотребления, совершаемые федеральными силами и находящимися под их номинальным контролем чеченскими силами, а также неспособность создать минимальную ответственность за подобные зверства отстраняют от Москвы тех самых людей, которых ей нужно убедить в том, что для актов терроризма никогда не будет оправданий, какие бы политические цели они ни преследовали, и какими бы обидами они ни были продиктованы.
- Российское дипломатическое влияние. Россия оказывает дестабилизирующее влияние на свое "ближнее зарубежье" (Грузия, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркменистан) и проводит политику подрыва прогресса к демократии и уважения прав человека а этих странах. Мы призываем Вас поощрить Россию к осуществлению программы сотрудничества со своими соседями, которая бы, с одной стороны, в большей мере балансировала российские стратегические и экономические интересы со стратегическими и экономическими интересами этих стран, а с другой стороны - также с продвижением фундаментальных прав и свобод в этих странах. Мы отмечаем, что Россия поначалу поддержала сфальсифицированные результаты президентских выборов на Украине 21 ноября прошлого года, и лишь с большим запозданием приняла нейтральную публичную политику в отношении переголосования этих выборов 26 декабря.
- Российская политика попустительства в отношении двух соседних государств, Белоруссии и Таджикистана, которых во всем мире осуждают и считают париями, не должна остаться без ответа. Белоруссия находится под властью президента, который, чтобы сохранить свою бессрочную власть, сфальсифицировал последние выборы и в то же время ликвидировал парламентскую оппозицию, а также устранил конкурентов своей власти посредством политически мотивированных уголовных преследований и государственного насилия. Продолжается ликвидация свободы слова и собраний. Однако Россия по-прежнему оказывает политическую поддержку и экономическую помощь режиму в Белоруссии.
- В Туркменистане режим пожизненного президента Сапармурата Ниязова является одним из самых репрессивных в мире. Этот режим подавляет независимую мысль и контролирует практически все аспекты гражданской жизни. Он фактически изолировал страну от внешнего мира: государственная политика и практика в вопросах образования, заграничных поездок и контактов с иностранцами, а также доступа к информации неумолимо толкает все общество Туркменистана к условиям изоляции и невежества. Если этому не воспрепятствовать, Туркменистан обещает стать именно таким нестабильным государством-неудачником, которое может создать угрозу для всего региона. Однако Россия, как представляется, продолжает быть пассивной в отношении этого репрессивного государства, расположенного вблизи ее границ. Она сохраняет молчание, даже когда репрессивная политика Туркменистана приводит к конкретному ущемлению прав русского сообщества и других этнических меньшинств Туркменистана.
Рекомендации. Во время Ваших встреч с президентом Путиным мы призываем Вас попросить г-на Путина принять конкретные меры, которые продемонстрировали бы приверженность России правам человека и главенству закона, и не оставили сомнений в том, что реакция России в последующие несколько месяцев станет ключевым элементом для определения, станут ли американо-российские отношения более глубокими или же они будут ухудшаться. Эти меры должны включать:
- Восстановление политического плюрализма, в том числе публичное обещание выполнять соглашение с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), заключенное в Копенгагене в 1990 году.
- Упрощение правил финансирования неправительственных организаций и прекращение нападок на демократические и правозащитные организации, финансируемые Западом.
- Разрешение создать один, по меньшей мере, независимый телевизионный канал, который был бы открыт для взглядов оппозиционных сил и гражданских групп.
- Разрешение поездок в Чечню специального докладчика ООН по пыткам и специальной рабочей группы ООН по насильственным исчезновениям.
- Признание, что международная критика белорусского режима основана на подлинной тревоге в отношении злоупотреблений этого режима и перспектив долгосрочного демократического развития Белоруссии, а также, что российское влияние может способствовать подлинному политическому плюрализму, фундаментальным правам личности и главенству закона в Белоруссии.
- Присоединение к другим членам международного сообщества в здоровой критике режима в Туркменистане и оказании на Туркменистан давления с целью принудить его отказаться от репрессивной политики и практики, которые изолируют страну и наносят вред туркменскому обществу.
Мы призываем, чтобы во время предстоящей встречи США-Россия в Братиславе Вы публично бросили вызов президенту Путину по всем вышеозначенным вопросам. Это стало бы важным шагом в направлении достижения одной из целей американской политики, которая заключается в создании условий для развития в России демократического и свободного общества; благодаря этому повышаются шансы на длительные двусторонние отношения между нашими странами.
С уважением:
Peter Ackerman, Freedom House Board of Trustees
Jacqueline Adams, Freedom House Board of Trustees
Timothy Garton Ash, Professor of European Studies, University of Oxford
and Senior Fellow, Hoover Institution, Stanford University.
Dr. Ronald D. Asmus, Executive Director, Transatlantic Center of the German Marshall Fund of the United States*
J. Brian Atwood, Dean, Humphrey Institute of Public Affairs, University of Minnesota; Freedom House Board of Trustees
Ned Bandler, Vice Chairman, Freedom House Board of Trustees
Alexander Baturo, Trinity College Dublin
Max Boot, Senior Fellow, National Security Studies, The Council on Foreign Relations
Janusz Bugajski, Center for Strategic and International Studies
Vladimir Bukovsky, former Soviet dissident
Zbigniew Brzezinski, Counselor at Center for Strategic and International Studies, former National Security Advisor
Daniele Capezzone, Secretary General-Italian Radicals
Angelo Codevilla, Boston University
Dr. Eliot A. Cohen
Oksana Dugert, president "Women in Media" NGO, Ukraine
Alan P. Dye, Freedom House Board of Trustees
Stuart Eizenstat, Former Deputy Secretary of the Treasury, Freedom House Board of Trustees
Jan Fedirko, President, Youth Agreement of Bug River Euroregion
Charles Gati, SAIS, Johns Hopkins University
Dr. Jeffrey Gedmin, Director, Aspen Institute Berlin*
Speaker Newt Gingrich
Marcin Goral, Amnesty International
Daniel Hamilton, Director Center for Transatlantic Relations, Johns Hopkins University SAIS
Glen Howard, President, The Jamestown Foundation
Bruce P. Jackson, President, Project on Transitional Democracies
John T. Joyce, President, International Construction Institute; Freedom House Board of Trustees
Max M. Kampelman, American Academy of Diplomacy, Institute for the Study of Diplomacy, Freedom House Chairman Emeritus
Louise Kantrow, Executive Director, International League for Human Rights
Farooq Kathwari, Chairman & CEO, Ethan Allen Interiors; Freedom House Board of Trustees
Roger Kimball, Managing Editor, The New Criterion
Ratislav Kuzel
Mateusz Laszczkowski, Amnesty International
Michael Ledeen, Resident Scholar, American Enterprise Institute
Zbigniew Lisiecki, Internet Political Forum (forum.evot.org)
Ivan Lozowy, Esq.Director, Institute of Statehood and Democracy (Ukraine)
Edward Lucas, Britain correspondent, The Economist
Christopher J. Makins, President, Atlantic Council of the US
Tom Malinowski, Human Rights Watch
Jay Mazur, Freedom House Board of Trustees
Michael McFaul, Stanford University
Matteo Mecacci, UN Representative, Transnational Radical Party
Joshua Muravchik, Resident Scholar, American Enterprise Institute
Azar Nafisi, Freedom House Board of Trustees
Andrew Nathan, Columbia University, Freedom House Board of Trustees
Diana Villiers Negroponte, Freedom House Board of Trustees
P.J. O'Rourke, Freedom House Board of Trustees
Robert W. Orttung, American University
Michael Pakula, Amnesty International Poland Chapter
Mark Palmer, Vice-Chairman, Freedom House Board of Trustees
Theodore Piccone, Executive Director, Democracy Coalition Project
Michael Posner, Executive Director, Human Rights First
Barbara Kuprel-Poźniak, Association for Sustainable Development Agro-Group
Nina Rosenwald, Co-chair of the Board of American Securities Holding Corporation; Freedom House Board of Trustees
Krzysztof Stanowski, Education for Democracy Foundation, Warsaw
Maria Rogaczewska, Institute of Sociology, University of Warsaw, Poland;* St. Adalbert's Forum of Christian Organizations*
Jacek Rostowski, Professor of Economics, Central European University, Budapest, Trustee of the CASE Foundation, Warsaw.
Richard C. Rowson, President, Council for a Community of Democracies
Edward Rowny, Former Ambassador and Lieutenant General, USA (Retired), Special Advisor to Presidents Reagan and Bush on Arms Control
Andrei Sannikov, Charter '97 Civil Initiative, Belarus
Randy Scheunemann, Project for a New American Century
Dr. William F. Schulz, Executive Director, Amnesty International USA
Radek Sikorski, Executive Director, New Atlantic Initiative
Aleksander Smolar, Chairman of the Board, Batory Foundation, Poland
Reka Szemerkenyi, former State Secretary for Foreign Affairs and Security, President of the Hungarian New Atlantic Initiative
Jennifer Windsor, Executive Director, Freedom House
R. James Woolsey, Chairman, Freedom House Board of Trustees
Henryk Wujec, Polish-Ukrainian Forum.
*Institutional affiliation for identification purposes only.