Президент США Буш встретится завтра в Братиславе со своим российским коллегой Путиным. Между ними будет важный разговор. Россия не может обойтись без США, несмотря на всю звучащую в России критику, считает Сергей Караганов. Россия и США должны вместе инветситровать в Сибирь, чтобы предотвратить там образование вакуума, который может заполнить, в частности, Китай, рекомендует Караганов.
Только ленивый не говорит сейчас о начинающемся кризисе в российско-американских отношениях. Встречу в верхах между Президентами Владимиром Путиным и Дж. Бушем в Братиславе международное сообщество ждет со смешанными чувствами, среди которых преобладает тревога. Для нее есть объективные и субъективные основания.
Российско-американские отношения всегда характеризовались сочетанием соперничества и сотрудничества. Традиционные элиты двух стран относятся друг к другу с подозрительностью, которая в последние годы была сильнее в России. Мы страдали от своей слабости. Вследствие терактов 11 сентября 2001 года и благодаря личным отношениям, установившимся между двумя президентами, элементы соперничества оттеснялись на второй план, подавлялись. Помогала и схожесть внешнеполитических философий - при всей разности потенциалов - силовая геополитическая, более черно-белая, чем, скажем, у европейцев. Считалось, что интересы реалистические, даже цинические превалируют над ценностными.
А общих интересов было и есть немало: предотвращение распространения ядерного оружия; противодействие международному терроризму; недопущение превращения Китая в геополитического соперника (для США) и в угрозу в случае усугубления геополитического вакуума на российском Дальнем Востоке и в Восточной Сибири (для России); противодействие дестабилизации расширенного Ближнего Востока.
Разумеется, есть и серьезные расхождения. Теперь уже ясно, что США и Россия в открытую соперничают за влияние в регионе бывшего СССР. 'Проигрыш' России в Украине, который был в значительной степени просто результатом провальной политики, воспринимается в Москве необычайно болезненно.
В элите США, разрываемой противоречиями, складывается что-то похожее на консенсус в отношении оценки процессов, происходящих внутри России. Считается, что Россия катится к авторитарному режиму, который потенциально своей неэффективностью может ослабить страну. В этой связи снова остро ставится вопрос о сохранности российского ядерного потенциала. Осуждается российский неэффективный 'неоимпериализм' в СНГ. Гораздо более эффективный американский не осуждается.
Дж.Буш склонен обращать большее внимание на позитивные стороны взаимодействия, но не может не реагировать на нарастающий негативизм прессы и комментарии экспертов.
В России постоянно обсуждаются проигрыши в СНГ, предлагаются варианты антиамериканских союзов. То с Европой, то с Китаем или с Индией. Такое противостояние кажется особенно привлекательным для расплодившихся в Москве сторонников изоляционистского пути - строительства 'национального капитализма'-чучхе.
Но возможности для реализации такой внешнеполитической стратегии у России практически отсутствуют. В Европе у Владимира Путина установлен достаточно прочный личный контакт с лидерами ведущих стран Европейского Союза - Жаком Шираком, Герхардом Шредером и Сильвио Берлускони (с премьер-министром Великобритании Тони Блэром отношения испорчены). Однако в последнее время эти политики под давлением общественного мнения внутри своих стран вынуждены, так же, как и Буш, постепенно дистанцироваться от российского президента. Накал критики Москвы в европейских СМИ является беспрецедентным со времен 'холодной войны'. Потенциал сближения с Евросоюзом на ближайшие годы выработан. В отношениях заметно нарастание взаимного разочарования и раздражения.
Таким образом, союз с Европой, тем более против США, является для России малоперспективным. Ситуацию не изменят даже уступки в области 'четырех пространств', которые Россия пытается разработать с ЕС. К тому же в последнее время наметилось сближение между Европой и США на основе политики в отношении России.
Что касается давно витающей в России идеи о создании стратегического блока с Китаем и Индией, уравновешивающего США и ЕС, то она, по мнению большинства экспертов, является просто мертворожденной. В силу более слабого экономического и демографического потенциала, а также вследствие индийско-китайского соперничества за лидерство в Азии, России в подобном альянсе была бы отведена роль младшего, зависимого партнера. Кроме того, и Дели, и Пекин в большей степени заинтересованы в сотрудничестве с США, нежели с Россией, так как в настоящее время они остро нуждаются в инвестициях, технологиях и выходе на международные рынки, чего Россия им предоставить не может.
Политика Пекина прогнозируема не более чем на десять лет вперед, то есть на время проведения модернизации его экономики и вооруженных сил. Как после этого изменится международная линия Китая, неизвестно никому. Пекин достаточно прочно привязан к США в экономическом плане - если шесть крупнейших американских торговых сетей закроются, то китайская экономика рухнет. Кроме того, не исключено, что Китай может не выдержать модернизационного перенапряжения и распасться.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что союзнические отношения с азиатскими странами в контексте создания различных антизападных осей и союзов для России малопродуктивны.
США тоже невыгодна конфронтация с Россией. У Вашингтона мало друзей, особенно дееспособных. А Россия при всей ее относительной слабости занимает ключевое геостратегическое положение, 'сидя' на 'расширенном Ближнем Востоке' и гранича с Китаем.
Поэтому, скорее всего, циничные соображения реал-политик на встрече в Братиславе возьмут верх. Стороны обменяются взаимными претензиями, но тут же вспомнят, что общие интересы превалируют. И в конечном итоге президенты подтвердят курс на сотрудничество в ряде областей, в котором заинтересованы обе страны, да и весь мир.
Но этот курс будет становиться все более уязвимым, если в России продолжится деградация политической системы и экономическая стагнация. В Америке в таком случае в очередной раз одержат верх сторонники односторонних действий и мессианского демократического неоимпериализма. И как результат - не будет найдено новых перспективных областей для сотрудничества.
Пока наиболее интересным для меня представляется расширение сотрудничества в деле стабилизации Ирака. Другое продуктивное направление взаимодействия - создание вместе с другими странами международного проекта 'Сибирь', призванного с помощью совместного строительства инфраструктурных, транспортных, промышленных объектов на Дальнем Востоке и в Сибири, повернуть вспять процесс декапитализации и депопуляции региона. Именно этот процесс создает тот самый геоэкономический вакуум, который может стать угрозой не только для России, но и для международно-политической стабильности в целом.
Сергей Караганов - председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике