Жителям Ближнего Востока сразу придет на ум сравнение с демонстрациями, которые уничтожили коммунизм в Восточной Европе и привели в конце прошлого года к свободным выборам на Украине
Пока что преждевременно полагать, что правящие на Ближнем Востоке от Египта до Ирана и от Саудовской Аравии до Сирии тоталитарные режимы оказываются обречены по мере того, как их народы открывают для себя демократию. Однако поднимающийся ветер демократических перемен дает правящим в регионе клерикам, монархам и обыкновенным диктаторам достаточные основания для того, чтобы опасаться за свое будущее. В январе иракский народ бросил вызов убийцам и религиозным фанатикам, проголосовав на выборах, которые всеми были оценены как свободные и честные. В прошлом месяце Саудовская монархия позволила своим подданным (по крайней мере - мужчинам) проголосовать на выборах в местную администрацию. Это не та перемена, что дает ключи от царства, но это уже начало. А вчера в Ливане народ продемонстрировал свою власть, заставив уйти в отставку просирийское марионеточное правительство.
Отвращение и презрение в отношении Сирии и ее местных союзников, охватившие Ливан после убийства популярного оппозиционного лидера Рафика Харири, выглядят особенно пугающими для ближневосточных правителей. Несмотря на все ее опровержения, ливанцы винят в убийстве Харири, который был противником сирийского влияния, Сирию. Ливанцы, которым надоело, что их запугивают, вышли на улицы с протестами. Жителям Ближнего Востока сразу придет на ум сравнение с демонстрациями, которые уничтожили коммунизм в Восточной Европе и привели в конце прошлого года к свободным выборам на Украине.
Ответ террористов и автократов неизбежен. В прошлом месяце сирийцы объявили о союзе с Ираном против "угроз из-за рубежа", что является кодовым словом для заявления президента США Джорджа Буша в его январском обращении к нации о поддержке демократии во всем мире. А клерикальные правители Ирана продолжают свою ядерную программу, которая является прямой угрозой широкому миру на Ближнем Востоке. И террористы - союзники Сирии и Ирана - вряд ли променяют бомбу на избирательные урны.
Массовое убийство в понедельник 115 человек в Багдаде и прозвучавший в выходные взрыв в Тель-Авиве ясно говорят об этом. Однако есть указания на то, что Сирия утрачивает волю к бою. На этой неделе она отказалась от своего марионеточного режима в Ливане и выдала Ираку обвиняемого в организации террактов сводного брата Саддама Хусейна. Эти два момента являются прекрасными показателями того, что сирийское правительство присоединяется к списку режимов, понимающих, что они стоят перед лицом более страшной угрозы, чем США или Израиль - простых людей, которым надоело, что ими правят диктаторы.