Российский лидер должен принять помощь Запада и опираться на отечественные организации для проведения значимой реформы
На американо-российском саммите в Словакии на прошлой неделе президент США Джордж Буш мягко пожурил президента России Владимира Путина за отход от демократии.
Российский лидер, не относящийся к людям, способным принимать конструктивную критику, в ответ на предположения Буша ощетинился. Заняв явно оборонительную позицию, он неубедительно заявил, что его недавнее решение отменить губернаторские выборы в стране (чтобы он сам мог назначать глав регионов) близко такой американской практике, как коллегия выборщиков.
Путин систематически притесняет ключевых игроков общества, включая СМИ, независимый бизнес и политические институты, а также более широкое гражданское общество - т.е. всех, кто не позволяет властям лгать. Вместо того, чтобы увеличивать возможности управления, путинская программа выхолащивает те институты, которые необходимы стране для совершенствования общественно-политических механизмов принятия решений.
Непрозрачный и произвольный характер российской власти также ставит под угрозу способность страны быть надежным партнером Запада. Недавняя атака государства на нефтяной гигант 'ЮКОС' - лишь один из примеров. Это дело вместе с другими поддержанными Кремлем шагами по подавлению независимых российских игроков еще больше способствовало ухудшению обстановки на отечественной арене, что имело последствия и за пределами России.
В результате российское общество оказывается в невыгодной позиции перед лицом жизненно важного вызова - борьбы с укоренившейся в стране коррупцией. Система взяточничества, распространенная в правоохранительных и силовых структурах, - основная причина, мешающая России побороть терроризм. Коррупция охватывает все органы правопорядка, от патрульных на низших уровнях системы до высокопоставленных чиновников высших эшелонов, создавая массивную пирамиду взяточничества.
Коррупция в российских силовых министерствах облегчила осуществление страшного теракта в бесланской школе прошлой осенью, поскольку некоторые высокопоставленные офицеры федеральной милиции и армии напрямую помогали террористам. А чеченские теракты на борту двух самолетов в августе были облегчены подкупом сотрудников службы безопасности аэропорта. Похожим образом был организован и захват заложников в московском театре в 2000 году - говорят, террористы заплатили милиции за провоз гранат, винтовок и взрывчатых веществ с южных границ России в Москву.
В России сотрудники правоохранительных органов получают низкую зарплату и часто ищут другие источники дохода. Поскольку милиционеры находятся в постоянном контакте с преступным миром, у них есть множество возможностей для обогащения. Привлекательность подобных соблазнов усиливается тем, что риск судебного преследования невелик. Террористы уже поняли эффективность участия правоохранительных органов в своих дьявольских действиях, а потому организаторы терактов стали делать особый упор на вербовку милиционеров и сотрудников спецслужб. Самым страшным сценарием в этих условиях является возможность вербовки сотрудника ядерного объекта.
Обычные россияне сталкиваются с коррупцией ежедневно, но большинство из них считают ее настолько укоренившейся, что не верят, что с ней можно что-то сделать. Серьезное ослабление гражданского общества, достигнутое Путиным, сократило возможности государства вместо того, чтобы увеличить их. Урезание деятельности независимых СМИ и неправительственных организаций лишило Россию свободного потока информации, необходимого для выработки инновационных решений для комплексных проблем. Судебная власть страны оказалась под таким же давлением, внеся свой вклад в общее уничтожение правления закона.
Поскольку здоровый правопорядок является неотъемлемой частью контртеррористических усилий, Запад чрезвычайно заинтересован в сохранении способности российского государства защищать свои огромные ядерные запасы.
После распада Советского Союза Соединенные Штаты и Европа предоставили значительную помощь в реформировании уголовного правосудия, борьбе с финансовыми преступлениями и поддержке развития стратегий для предотвращения ядерной контрабанды. Сегодня приоритетные меры включают в себя усиление прозрачности милицейских операций и их освещение в прессе, совершенствование контроля над внутренними органами правопорядка, улучшение профессиональной подготовки и предоставление российской милиции большего доступа к международным контактам. При условии, что президент Путин готов принять помощь, западные лидеры должны всемерно поддержать правоохранительную реформу.
Однако не менее западной поддержки важна и помощь российских организаций, имеющих знания в этой области. Несмотря на усилившийся в последнее время контроль Кремля, некоторые неправительственные организации в России работают над проблемой правоохранительных структур и предлагают свои решения. Кремлю стоит больше задействовать их опыт для проведения значимой реформы.
В противном случае статус кво сохранится, что в свою очередь, создаст условия для новых терактов во все более опасной России.
Роберт Орттунг - автор доклада о России в исследовании Freedom House 'Переходные государства'. Кристофер Уокер - директор исследовательского отдела Freedom House и один из редакторов исследования.